Премьер-министр Денис Шмыгаль обещал начать восстановление Украины уже в нынешнем году. Фото Reuters
Вслед за сообщениями украинского Минэнерго о начале экспорта электроэнергии за рубеж последовала информация о предоставлении Всемирным банком для Киева дополнительных 200 млн долл. на восстановление энергетики. По оценке экспертов, это взаимосвязанные события, так как, ссылаясь на запуск того же энергоэкспорта, украинским представителям будет проще запрашивать деньги у западных партнеров на будущее восстановление своего энергокомплекса. Хотя с самим восстановлением в Киеве пока не спешат. В этом убеждают и сделанные в ходе визита в Вашингтон заявления премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля.
Во время визита в США премьер-министр Украины Денис Шмыгаль призвал поставить Киеву истребители F-15 и F-16 и ракеты большей дальности. В то же время, по информации пресс-секретаря Пентагона бригадного генерала Пэта Райдера, стороны обсудили приоритеты помощи в области безопасности, в частности в сфере противовоздушной обороны и артиллерии и в обучении украинских военнослужащих, а также «согласились с важностью обеспечения подотчетности» в предоставляемой поддержке. Наряду с прочим глава Пентагона обязался расширить производство военной техники в США для Украины. «Мы продолжим инвестировать в нашу собственную оборонно-промышленную базу для дальнейшего наращивания производства», – сказал Остин.
В этом смысле более результативным выглядело общение украинского премьера с управляющим директором Всемирного банка (ВБ) Анной Бьерде. В рамках их встречи было подписано соглашение о предоставлении Украине дополнительных 200 млн долл. на восстановление энергетики. Привлеченные от ВБ средства будут направлены на восстановление электросети и систем теплоснабжения в Киеве, Харькове, Николаеве, Сумах и городах Черниговской области, сообщил Шмыгаль в своем Telegram-канале. А также уточнил, что восстановление Украины начнется уже в текущем году, и энергетика будет одним из приоритетов. В заключение он поблагодарил партнеров из ВБ за поддержку соответствующей украинской программы, «которая станет крупнейшим проектом восстановления в Европе со времен Второй мировой войны».
На расширение возможностей для восстановления местного энергокомплекса еще в конце марта сослался и министр энергетики Украины Герман Галущенко. «Сейчас у нас есть профицит генерации в энергосистеме, поэтому есть возможность для экспорта электроэнергии в европейские страны. Это взаимовыгодный процесс, поскольку Европа может получать электроэнергию по приемлемым ценам, а украинские генерирующие компании могут зарабатывать средства», – отметил Галущенко. Полученные средства, по его определению, могут быть использованы на восстановительных работах в энергетике.
В таких обстоятельствах министр энергетики 7 апреля подписал распорядительный документ, разрешающий экспортные поставки. При этом на сайте ведомства разъяснялось, что экспорт электроэнергии будет осуществляться при условии обеспечения украинских потребителей электроэнергией и может быть прекращен в случае изменения ситуации. Как уточнялось, отправлять за границу предполагается только избыточные мощности. Пока предусмотрены небольшие объемы экспорта в Молдавию и Польшу. Так, Европейская сеть операторов энергорынка готова принять до 400 МВт украинской электроэнергии. Фактические же объемы поставок будут зависеть от времени суток и ситуации на самом рынке. 10 апреля 2023 года НЭК (национальная энергетическая компания) «Укрэнерго» провела первый аукцион по распределению пропускной способности межгосударственных сетей для экспорта электроэнергии в Молдавию на день поставки 11 апреля. По результатам аукциона было распределено 51% (330 из 650 МВт) всей доступной пропускной способности сетей, рассказали в ведомстве.
На днях в ходе телемарафона Герман Галущенко напомнил, что Украина даже в условиях военных действий экспортировала электроэнергию в европейские страны. Прекратить ее продажу за рубеж вынудили массированные атаки военных РФ на объекты энергетической инфраструктуры, начатые с 10 октября 2022 года. Но сейчас украинскую энергосистему удалось восстановить в той мере, которая позволила бы полностью обеспечивать внутренние потребности и даже продавать немного за границу. «Сейчас мы надеемся выйти на те объемы экспорта, которые были в прошлом году», – подчеркнул глава Минэнерго.
Впрочем, с учетом упомянутых выше показателей, в обозначении такой задачи просматривалось определенное лукавство. Так как еще в середине сентября прошлого года председатель правления НЭК «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий заявил, что Украина экспортирует в соседние страны – Польшу, Молдавию, Румынию и Словакию – более 600 МВт электроэнергии.
Очевидно, что сложившуюся ситуацию в Киеве также используют для активного пиара, заметил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. При этом надо понимать, продолжил он, что на сегодня потребление электроэнергии в стране существенно сократилось, поскольку значительная часть местного населения выехала за границу и многие промпредприятия остановились. К тому же завершился отопительный сезон. Хотя при этом уменьшились и объемы доступных мощностей. Какие-то элементарные необходимые работы, скажем, по ремонту ЛЭП были произведены, но восстановлением выведенных из строя подстанций, видимо, даже не озадачивались. В результате в Одессе или в Харьковской области, к примеру, по-прежнему сохраняются проблемы с подачей электроэнергии и наблюдаются ее отключения.
Хотя тут, констатировал Юшков, будет правомерно оговорить, что поставляют электроэнергию западные регионы, которые и прежде были ориентированы на ее экспорт и продолжали поставки даже в период массированных атак РФ. Но так или иначе, сегодняшняя ситуация показывает, что с прекращением системных ударов по энергосистеме ее постарались подлатать, а решение ключевых проблем предпочли заморозить. «К слову, изначально, вероятно посредством нанесения ударов в период пикового отопительного сезона российская сторона попыталась склонить украинскую к переговорам, а теперь решили с реализацией такого сценария повременить. Насколько это было оправданно – сказать сложно. В действительности уже немногое потребовалось бы, чтобы покончить с украинской энергосистемой – запас прочности там остался небольшой. Но, видимо, пока на это не было политической воли», – определил аналитик.
Хотя насколько уместны нынешние рассуждения представителей Киева о восстановлении энергокомплекса – в условиях продолжающихся активных боевых действий, в том числе на бахмутском направлении, когда аналитики американского Института изучения войны (ISW) в свежем отчете оспорили заявления представителей ВС РФ о том, что под их контролем уже находится до 80% территории Бахмута, и возразили – россияне контролируют там лишь 76,5%?
Как раз сейчас, ответил Игорь Юшков, для Киева важно продекларировать свои ремонтные успехи в энергосистеме, чтобы попросить средства на ее масштабное восстановление. Причем с самим восстановлением пока, похоже, не готовы спешить и в Киеве. Тогда как запросить новые суммы для некоего будущего восстановительного фонда для украинских руководителей важно поспешить уже сейчас. В том числе и для того, наверное, чтобы эти деньги затем вполне легально прокручивались на каких-то счетах – в ожидании лучших времен. Или же задействовались более привычные криминальные схемы с предоставлением кредитов неким подконтрольным организациям, которые далее обанкротились бы, а средства навсегда исчезли. В связи с этим «живые» деньги, конечно, представляются более эффективным ресурсом в сравнении с предоставляемым оборудованием. В конце марта также извещалось, например, что Франция уже передала Украине 183 т энергетического оборудования.