Армянские продукты в российских магазинах могут исчезнуть. Фото с сайта www.azatutyun.am
Россельхознадзор рассматривает вопрос об ограничениях импорта в Россию молочной продукции из Армении. Причина – плохой контроль, нарушения ограничительных мер с армянской стороны, использование армянскими предприятиями низкокачественного сырья из Ирана, от которого Россия давно отказалась. Еревану предложено до 31 марта разобраться с ситуацией. Это происходит на фоне готовности Армении присоединиться к Римскому статуту Международного уголовного суда (МУС), что МИД РФ назвал «абсолютно неприемлемым планом Еревана», так как именно эта инстанция выдала ордер на арест Владимира Путина.
Армянская сторона признала обоснованность претензий Россельхознадзора. Более того, указывает на то, что не российская сторона первой подняла вопрос о качестве молочной продукции.
По сообщению Еревана, местное издание «Этк» ранее провело расследование на примере творога и установило, что лишь 2 из 10 видов молочнокислого продукта армянского производства соответствуют стандартам качества.
Одновременно Инспекционный орган продовольственной безопасности Армении не выявил никаких недостатков в молочных продуктах, угрожающих жизни и здоровью людей. Ведомство утверждает, что производство молочных продуктов, как вся цепочка производства продуктов питания, контролируется на высоком уровне в соответствии с правовыми актами. В заявлении Инспекционного органа говорится, что возникшая с российской стороной проблема обсуждается и решение будет обнародовано позже.
В торговле, безусловно, случается всякое. Но российские контролирующие органы приучили к тому, что их запретительным мерам предшествуют некие политические события, идущие вразрез с интересами России. Так неоднократно происходило, например, с грузинскими и молдавскими винами, абхазскими мандаринами, азербайджанскими и турецкими помидорами и нектаринами, узбекской черешней, польскими яблоками и т.д.
Черной кошкой, пробежавшей между Москвой и Ереваном, стало решение Армении присоединиться к Римскому статуту МУС. И это на фоне выданного судом в Гааге ордера на арест президента РФ Владимира Путина. Конституционный суд Армении не нашел в Римском статуте ничего противодействующего Основному закону республики и с некоторыми оговорками допустил присоединение Армении к этому документу.
Дополнительные объяснения Еревана о том, что этот процесс начался более 10 лет назад, Москву не впечатлили. МИД РФ назвал абсолютно неприемлемыми вероятные действия Армении и предупредил Ереван о негативных последствиях подобного решения.
В самой Армении отношение к происходящему далеко не однозначное. Республиканская партия – бывшая партия власти – выступила со специальным заявлением, в котором назвала решение властей «крайней политической слепотой, чреватой непредсказуемыми последствиями». Республиканцы подчеркивают, что МУС является чрезвычайно политизированным органом, и совсем не случайно такие могущественные державы, как США, Китай и Россия – постоянные члены Совета Безопасности ООН, не подписали, не ратифицировали этот статут и не намерены это делать в будущем.
С аналогичным призывом к властям Армении отказаться от ратификации Римского статута выступил «Союз армян России», выразив надежду на то, что парламент Армении будет помнить об интересах своих граждан и трехмиллионной армянской общины РФ, которая «на протяжении десятков лет оказывает существенную помощь населению республики».
На таком политическом фоне и появились претензии Россельхознадзора к армянской молочке. Как сказал «НГ» политолог, экономист Грант Микаэлян, запрет на поставки молочной продукции носит частичный характер и касается отдельных компаний. Хотя происходящее стоит расценивать как некий намек на эмбарго, поскольку присутствует политический компонент.
«Объем экспорта молочных продуктов в Россию небольшой – достигает всего лишь 20 млн долл. в год. В 2022 году за счет масла объем экспорта вырос еще на 15 млн долл. Можно предположить, что это связано с реэкспортом продуктов неармянского происхождения на российский рынок. Учитывая, что в прошлом году претензий со стороны Москвы не было, напрашивается предположение, что дело не в качестве этих продуктов, а именно в политической плоскости – в ратификации Арменией Римского статута», – считает Микаэлян.
По его мнению, велика вероятность того, что ситуация осложнится. «Россия уже напрямую заявила, что ратификация негативно отразится на российско-армянских отношениях. Но тем не менее вполне вероятно, что документ будет ратифицирован, хотя окончательного решения все-таки нет. И тогда давление со стороны Москвы может распространиться на весь армяно-российский продовольственный рынок, на бизнес», – подчеркнул экономист. Это, по словам Микаэляна, развяжет руки противникам России в Армении и прозападным силам, что приведет к дальнейшему дистанцированию Еревана от Москвы.
«Такой опыт уже имеется в других постсоветских странах. Россия давлением на бизнес пытается добиться от него давления на местное руководство. Но это далеко не всегда срабатывает. Бизнес не может влиять на политику, по крайней мере на внешнюю. Цель вряд ли будет достигнута, но армяно-российские отношения при этом пострадают. Повторюсь, подобная перспектива не предрешена, но реальна», – отметил Грант Микаэлян.