Депутат Давид Арахамия допускает возможность дополнительной мобилизации в Украине. Фото с сайта www.rada.gov.ua
Заявленное РФ размещение тактического ядерного оружия в Белоруссии усиливает риски эскалации, что может потребовать дополнительной мобилизации, сообщил глава фракции «Слуга народа» Верховной рады Украины (ВР) Давид Арахамия. Пока в Киеве не верят в вероятность такого поворота. Хотя в Госпогранслужбе заявили о необходимости возвращения из-за границы военнообязанных мужчин. Угрозу «второго белорусского фронта», уточнили эксперты, Киев использует для наращивания мобилизационных резервов.
Решение Москвы о размещении тактического ядерного оружия в Белоруссии грозит привести к эскалации на данном направлении, отметил в интервью телеканалу Sky News Давид Арахамия.
И также допустил вероятность дополнительной мобилизации. «Это может означать привлечение большего количества людей в армию. Нам нужно по крайней мере еще восемь бригад, чтобы контролировать эту линию фронта (по границе с Белоруссией. – «НГ»). Это больше тысячи километров...» – сказал Арахамия. Пока, по его словам, в украинском руководстве не верят в реалистичность подобного поворота событий. Но нужно быть готовым ко всему, подчеркнул депутат.
Напомним, 25 марта президент РФ Владимир Путин заявил в интервью телеканалу «Россия 24», что Москва и Минск договорились разместить тактическое ядерное оружие на белорусской территории. Поводом для такого шага послужило заявление Великобритании о поставках Украине боеприпасов с обедненным ураном. Как сообщил российский президент, в Белоруссии построят хранилище для упомянутого оружия к 1 июля.
В связи с этим зампрезидента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков заметил «НГ», что оперативную ситуацию в зоне украинского конфликта принятое решение не меняет, поскольку применение тактического ядерного оружия в нем не предполагается. В то же время киевское руководство использует ссылки на размещение указанного оружия для обоснования дополнительной мобилизации в условиях, когда ее предыдущий этап был сорван. Мобилизационный ресурс в стране еще имеется, но народ не хочет идти воевать, оговорил Сивков.
Однако насколько все же правомерны прозвучавшие из Киева ссылки на возможное открытие «второго белорусского фронта»?
Такая вероятность существует и ее нужно оценивать объективно, ответил «НГ» военный эксперт Института стран СНГ Владимир Евсеев. «Названное направление уже было использовано. И как известно, с него удобно наступать на Киев. А потому, думаю, его задействуют, но никто не знает, когда», – рассказал Евсеев. При этом, продолжил он, если бы в украинском командовании считали белорусское направление опасным, то не сняли бы оттуда свои боевые подразделения вместе с тяжелой техникой. В подобных обстоятельствах при последующем гипотетическом наступлении со стороны Белоруссии, очевидно, уже никакая дополнительная мобилизация Украине не помогла бы. Тем более что для подготовки мобилизованных требуется до шести месяцев, но этого времени у Киева не будет. Вдобавок наряду с тем, что на фронт на белорусском направлении придется бросить фактически неподготовленных людей, их не смогут также поддержать тяжелой военной техникой, которую сейчас концентрируют для обещанного контрнаступления Вооруженных сил Украины (ВСУ). Как объявлено, в нем планируется задействовать 14 штурмовых бригад с общей примерной численностью в 70 тыс. человек (при наличии в одной бригаде до 5 тыс. военнослужащих). Как сообщается, новые бригады концентрируются и в Харьковской области, и для ударов на запорожском и херсонском направлениях. Хотя понятно, что для подобных планов заявленного количества военных недостаточно. К тому же из 14 бригад лишь 6 являются механизированными и имеют на вооружении всего 300 танков. «Похоже, свои новые бригады Киев боится сосредоточить на одном направлении, чтобы не потерять все разом. Но при таком раскладе сил преуспеть в масштабном наступлении невозможно. Видимо, для ВСУ важно добиться хотя бы некоего локального успеха», – констатировал военный эксперт. По его определению, в сложившейся ситуации заявления о ядерной угрозе и рисках «второго фронта» украинскому руководству необходимы для того, чтобы продолжить мобилизацию в условиях огромных боевых потерь. По оценкам западных аналитиков, невозвратные потери украинской стороны уже составили 400 тыс. человек.
Примечательно, что в тот же день, когда депутат Арахамия озвучил свое нашумевшее заявление, спикер Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко информировал о том, что выехавших за границу мужчин предполагается возвращать в страну. Это высказывание, также вызвавшее резонанс, прокомментировал в местных СМИ адвокат Тарас Никифорчук. Как он уточнил, решения украинской пограничной службы не могут послужить основанием для того, чтобы власти других стран отправили человека обратно. Поводом для такого решения могло бы стать, например, совершенное им серьезное уголовное преступление на территории Украины. В этой связи должны быть предъявлены материалы следствия и решение суда, напомнил юрист. Ранее, комментируя утвержденные украинским руководством в конце 2022 года новые правила воинского учета, один из пунктов которых касался содействия возвращению военнообязанных, украинский адвокат Андрей Новак пояснил журналистам, что за границей никто не уполномочен вручать повестку гражданам Украины. И, в свою очередь, заключил, что практически вернуть военнообязанных украинских мужчин в страну невозможно. Тогда как всего, по оценке ООН, на сегодня в странах Евросоюза (ЕС) находятся около 5 млн украинских беженцев.
Вероятно, предположил Владимир Евсеев, за рубежом, прежде всего в странах ЕС, могут попытаться усилить давление на находящихся там украинских мужчин. Например, в вопросах предоставления пособий или жилья. Но очевидно, те, кто выехал за границу, чтобы не участвовать в боевых действиях, найдут 100 причин, чтобы не вернуться в страну, где их намерены бросить в военную «топку». Тем более при известном чрезвычайном количестве потерь. Скорее всего они постараются остаться и дождаться того времени, когда киевский режим рухнет. К слову, аналогичной позиции придерживаются и многие из тех, кто находится на украинской территории, но скрывается от призыва, в том числе переезжая в другие регионы страны. При этом исходя из количества оставшихся в стране мужчин теоретически можно допустить, что в результате ужесточения мобилизационной кампании киевские власти еще смогут поставить «под ружье» до 600 тыс. человек. Но в силу их неподготовленности и отсутствия необходимого количества вооружения это позволит лишь затыкать бреши и не поможет кардинально изменить общей ситуации на фронте, резюмировал военный эксперт Института стран СНГ.
Кстати, во вторник украинские юристы также ответили в СМИ на вопрос, имеет ли юридическую силу повестка, врученная не по месту регистрации. В частности, юрист компании Arzinger Ростислав Небельский отметил: «Если в Киеве вручили повестку, а лицо зарегистрировано в другом регионе и там же его личное дело, то в таком случае просто технически оно не сможет пройти эти процедуры в Киеве, где нет его документов, в том числе медицинских». Выдача таких повесток ставит вопрос о полномочиях соответствующих территориальных органов, вследствие чего военнообязанный может подвергнуть сомнению юридическую силу такого документа, разъяснил Небельский.