Киево-Печерская лавра переживает не лучшие времена. Фото с сайта www.lavra.ua
До конца срока пребывания Украинской православной церкви в Киево-Печерской лавре (КПЛ) остался один день. При этом глава Минкультуры Украины Александр Ткаченко уже объявил о начале выезда ее служителей со своим имуществом из лавры. Попытки Киева представить изгнание монахов из их обители как переезд из одной квартиры в другую представители Русской православной церкви сочли «издевательскими».
Епископ Горнокарловацкой епархии Сербской православной церкви Герасим призвал главу правительства Хорватии Андрея Пленковича высказаться в защиту Украинской православной церкви (УПЦ). О его письме СМИ сообщили в понедельник со ссылкой на соответствующую публикацию в Telegram-канале митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, ранее направившего иерархам Сербской и Болгарской православных церквей послания с рассказом о гонениях на УПЦ. В этой связи епископ Сербской церкви Герасим и обратился к председателю правительства Республики Хорватия, имеющему возможность рассказать в Европарламенте и учреждениях, ответственных за защиту прав и свобод человека в ЕС, о грубом нарушении права на свободу совести и вероисповедания в украинском государстве. «На территории Украины сегодня систематически конфискуются храмы Украинской православной церкви, запрещаются богослужения и проведение обрядов. В стране ведется всеобщая антицерковная пропагандистская кампания, превышающая меры кампании, проводимой коммунистическим безбожным правительством в мрачные времена мира сего», – аргументировал иерарх Сербской церкви.
Примечательно, что в тот же день СМИ также рассказали об отчете ООН по ситуации с правами человека в украинском государстве за последние полгода. В отчете, представленном Управлением верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), в частности, упоминалось о проведении Службой безопасности Украины (СБУ) обысков в монастырях, офисах, учебных и других заведениях, принадлежащих УПЦ, в Киеве, Ровно, Житомире, Ивано-Франковске, Черновцах, Днепре, Хмельницком, а также в Черкасской, Волынской, Херсонской, Тернопольской, Полтавской и Закарпатской областях. Причем в ряде случаев сотрудники СБУ допрашивали священнослужителей с использованием полиграфа, уточнили представители Организации Объединенных Наций. И в заключение указали: «УВКПЧ обеспокоено тем, что действия государства, направленные против УПЦ, могут носить дискриминационный характер».
Напомним, 10 марта руководство Национального заповедника Киево-Печерская лавра Министерства культуры и информационной политики Украины уведомило УПЦ о расторжении договора о пользовании храмами и зданиями монастыря и потребовало покинуть территорию до 29 марта. И уже на следующий день патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к предстоятелям поместных православных церквей, папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и другим представителям международных организаций с призывом не допустить изгнания монахов УПЦ из Киево-Печерской лавры. Как он отметил, Киево-Печерская лавра стала первым монастырем Киевской Руси, существовавшим с XI века, а впоследствии новые поколения монахов возродили обитель и приложили много труда и большие средства – при минимальной помощи государства – для реставрации Успенского и Трапезного храмов в лавре, а главное для воссоздания прежних духовных традиций.
Далее, 15 марта, свою обеспокоенность в связи с выселением монахов из КПЛ выразил папа Римский Франциск. Он призвал заинтересованные стороны с уважением относиться к местам религиозного поклонения.
А затем, уже 20 марта, по завершении заседания Синода УПЦ, посвященного выселению церкви из Киево-Печерской лавры, ее архиереи отправились в офис президента Украины Владимира Зеленского для встречи с ним. Однако президент их не принял.
Свое возмущение по этому поводу выразил даже известный украинский боксер, двукратный олимпийский чемпион Василий Ломаченко, который обнародовал видео Союза православных журналистов по данному поводу. По его мнению, главная проблема заключалась даже не в том, что Зеленский отказался встретиться с представителями УПЦ, а в том, как это было сделано. «Настоятеля и иерархов крупнейшей конфессии страны продержали на улице возле блок-поста несколько часов, а затем прогнали сиреной. И это при том, что Зеленский был на месте и хоть несколько минут мог точно найти», – подчеркнул Ломаченко.
Впрочем, в сопутствующих комментариях украинских журналистов его претензии назвали «нелепыми». И так же в киевских СМИ сочли неправомерной озабоченность руководителей самой УПЦ, поскольку, мол, ее священнослужители и дальше могут оставаться в КПЛ при условии перехода в Православную церковь Украины (ПЦУ), которую в УПЦ считают раскольнической.
Ранее об этом также упоминал министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко. А накануне он информировал в ходе телемарафона, что представители УПЦ уже начали вывозить свое имущество из Киево-Печерской лавры – от стульев до бойлеров. Одновременно продолжает работать межведомственная комиссия, которая должна зафиксировать сохранение состояния движимого и недвижимого имущества, сказал Ткаченко.
При этом заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе в комментарии для «НГ» назвал «верхом цинизма» попытку украинского министра культуры представить выселение монахов из монастыря как переезд из одной квартиры в другую. По его словам, подобное заявление также демонстрирует полное презрение к подвижническим трудам братии, которая положила много трудов для восстановления монастыря, находившегося в полуразрушенном состоянии. В то же время следует признать, что и озвучиваемые сегодня оценки, вроде содержавшихся в отчете Управления верховного комиссара ООН по правам человека, в котором лишь констатировалось, что гонения в отношении священнослужителей УПЦ могут быть дискриминационными, явно не способны остановить действия Киева. Очевидно, голос защитников УПЦ сегодня плохо слышен потому, что политическая целесообразность заставляет западное сообщество поддерживать украинскую власть во всех ее шагах и мешает открыть глаза на реальное положение дел. И в результате УПЦ по-прежнему подвергается гонениям, а многие ее священники – репрессиям, определил Кипшидзе.