Александр Лукашенко посетил Хатынь. Фото с сайта www.president.gov.by
Согласно новому исследованию независимого социологического проекта «Белорусский трекер перемен», который фиксирует изменения политических и экономических трендов в Белоруссии, число сторонников действующей власти заметно выросло. Эксперты отмечают, что, несмотря на то что репрессии не снижаются, а уровень жизни не растет, Александр Лукашенко пользуется все большей поддержкой. Одна из причин – умелое использование политики памяти.
Независимый исследовательский проект «Белорусский трекер перемен» опубликовал очередной доклад о динамике политических и экономических трендов в Белоруссии. Его результаты никак не могут порадовать оппозицию. Известные социологи и политологи, проводившие исследования, сами принадлежащие к противникам Лукашенко, фиксируют рост доверия к действующей власти. Авторы отмечают, что исследование не претендует на полностью корректную репрезентацию белорусского общества и точность полученных процентов поддержки, но оно отражает реальные тренды.
Итак, если в ноябре 2022 года эксперты фиксировали 61% белорусов, склонных доверять действующей власти, то в марте они получили 66%. Правда, социологи оговариваются, что на этот раз скорректировали методику, и тем не менее тренд на упрочение позиций действующей власти они в любом случае подтверждают.
В исследовании отмечается: «Распределение ответов в выборке может отличаться от реального в том числе и из-за репрессивных действий белорусских властей, которые вызывают повышенную тревожность при ответах на сенситивные вопросы. Так, значительное количество респондентов прекратили прохождение опроса, увидев вопрос об одобрении деятельности Александра Лукашенко и правительства Беларуси».
И тем не менее если сама тенденция не отрицается, она требует объяснений. И авторы интерпретируют эти результаты «как поддержку нейтрального статуса и спокойствия на фоне проблем соседей». Также отмечается, что настроения респондентов во многом формирует то, что для большей части белорусского общества повестка оппозиционных сил находится на «периферии информационного поля».
Так, о создании Объединенного переходного кабинета (ОПК) Светланы Тихановской слышали лишь около 7% опрошенных. Исследователи делают вывод, что ОПК – это все еще довольно непонятная для подавляющего большинства белорусов структура. И даже в сегменте противников власти около трети затруднились ответить на вопрос о результатах работы кабинета. Зато минимум 55% опрошенных прекрасно осведомлены о задержаниях и увольнениях участников протестных действий.
Исследователи отмечают, что внешнеполитическая активность Лукашенко – его недавние визиты в Китай, ОАЭ, Зимбабве и Россию, а также приезд главы МИД Венгрии в Минск – также способствует росту авторитета власти.
Комментируя внутриполитическую ситуацию, один из авторов исследования, политический аналитик Артем Шрайбман отмечает, что власть продолжила «герметизироваться» и начала зачищать партийное поле. «В ближайшие полгода останутся 3−4 партии вместо 15. Все указывает на то, что теперь на законодательном уровне просто запрещено существование оппозиционных политических партий. Для заполнения ниши власти регистрируют партию на базе «Белой Руси», – заявил Шрайбман интернет-порталу «Зеркало».
Что касается оппозиции, то не лучшим образом на ее имидже сказывается разобщенность – создание новой коалиции вокруг Полка Калиновского и определенная напряженность между ОПК Тихановской и Координационным советом. Эксперты отмечают, что на общественное мнение влияют демонстративные жесты и заявления власти о готовности принять «беглых» и создание комиссии по возвращению эмигрантов. При этом количество арестов по-прежнему растет. Даже перепосты материалов независимых «экстремистских» медиа остаются основанием для судебного преследования.
Как отмечают авторы исследования, по итогам 2022 года Белоруссия пережила худшую рецессию за более чем четверть века, и, несмотря на это, поддержка власти растет. Помимо очевидной причины – опасения, что могло бы быть и хуже, нельзя сбрасывать со счетов эффективную работу Лукашенко в сфере политики памяти.
В среду, выступая на памятном мероприятии, приуроченном к 80-летней годовщине хатыньской трагедии, Лукашенко заявил: «До сих пор мы старались не обременять чувством вины детей и внуков палачей, пришедших на нашу землю, чтобы окончательно решить вопрос с нами, со славянами. Мы ранее не подчеркивали, что большинство стран Западной Европы встали под знамена гитлеровской Германии и мировой капитал оплатил этот поход. Они против нас сегодня санкции вводят, развязали экономическую и информационную войну».
И сделал далеко идущий вывод: «Есть наследники и идейные продолжатели, в которых вновь пробудился ген ненависти к нам, всей славянской цивилизации, нашему народу».
Очевидно, что политика памяти, основанная на советских символах и памяти жертв нацизма в белорусском обществе, пока значительно эффективней, нежели апелляции оппозиции к подвигу Кастуся Калиновского или наследию Великого княжества Литовского.