Глава «Украинской аграрной ассамблеи» Александр Гапон считает, что цены в Украине продолжат расти. Кадр из видео с канала UKRAINIAN FOODS на YouTube
Вопреки прогнозам о замедлении инфляции цены на продовольствие на украинском рынке продолжают расти. А на «чувствительный» лук – из-за его востребованности у местных хозяек – уже превысили драматический уровень в 50 грн. за кг. Причем помимо привычных ссылок на сезонный и военный факторы киевские аналитики также упомянули хронический недостаток современных теплиц, овощехранилищ и логистических центров. Но и массированная зарубежная помощь не позволит изменить ситуацию, поскольку она предоставляется для продолжения военного противостояния с Россией, указали эксперты.
Еще в начале февраля эксперт в области сельского хозяйства украинского информационно-аналитического центра «Агро Перспектива» Лариса Гук рассуждала о том, что новая волна существенного удорожания продовольствия началась с овощей. И, в частности, задавалась вопросом: неужели и цены на лук способны достичь рекордного уровня в 50 грн. за килограмм? А уже по состоянию на 20 марта, как следовало из опубликованных накануне киевскими СМИ данных портала «Минфин», лук репчатый в супермаркетах стоил 56–70 грн. за 1 кг.
При этом лук стал признанным лидером в росте цен на овощи и за год подорожал в 2,5 раза, сообщил журналистам украинский экономист Олег Пендзин. По его словам, «луковая» позиция оказалась весьма «чувствительной» для местных потребителей, так как упомянутый овощ присутствует едва ли не во всех блюдах. И пока ожидать снижения ценовой планки тут не приходится, напротив, к лету возможен дополнительный небольшой рост. Отчасти, оговорил Пендзин, происходящее обусловлено объективными обстоятельствами. Ранее около 35% лука на украинском рынке обеспечивала Херсонская область, где сейчас ведутся боевые действия. Хотя и до военного конфликта с РФ примерно в апреле украинские поставщики прибегали к импорту лука из Туркменистана, завозя его по российской территории. А сегодня его также продолжают импортировать из других стран, в частности из Польши и Египта. Тогда как поступление собственного лука, из открытого грунта, окажется возможным позднее обычного. «До лета мы будем четко сидеть на импорте», – констатировал аналитик.
«Даже лук в этом году вырос, таких цен, как сейчас, – 50 грн., не было», – подтвердил во вторник в ходе телемарафона глава ОО «Украинская аграрная ассамблея» Александр Гапон. Он тоже сослался на продолжающиеся боевые действия, из-за которых Украина лишилась доступа к части территорий, где выращивались тепличные овощи. Поэтому сейчас, к примеру, помидоры для украинских потребителей завозятся преимущественно из Израиля и Испании. А их экспорт из Турции ограничился вследствие недавнего землетрясения, что тоже сказалось на ценниках. В таких условиях, видимо, увеличение цен продолжится и по некоторым позициям достигнет 25–30%, предположил Гапон. В то же время, добавил он, на ценовое повышение повлияло и хроническое для украинского государства отсутствие современных овощехранилищ. Также многие годы здесь не развивалось и тепличное выращивание овощей. Так как в целом, еще до начала масштабного военного конфликта с РФ, была сделана ставка на их импорт, напомнил глава Украинской аграрной ассамблеи.
Примечательно, что и сейчас, когда в Киев поступает массированная финансовая помощь из-за рубежа, предпосылок пусть даже для частичной корректировки сложившейся общей ситуации не наблюдается. И во вторник украинское издание «Экономическая правда» проинформировало, в частности, что комитет по вопросам бюджета рекомендовал Верховной раде принять законопроект № 9105, которым предусматривается увеличение оборонных расходов бюджета на 537,2 млрд грн. Согласно проекту, ранее одобренному украинским кабмином, из этих средств около 518,2 млрд грн. предназначено для сектора национальной безопасности и обороны, в основном на денежное обеспечение военнослужащих. Помимо прочего не менее 3 млрд грн. планируется направить на выплату единовременной денежной помощи семьям погибших военнослужащих и полицейских, а 2 млрд грн. – на строительство фортификационных сооружений. Покрыть дополнительные расходы в значительной мере (до 419,3 млрд грн.) предполагается за счет увеличения дефицита госбюджета, то есть фактически посредством внутренних и внешних заимствований, разъяснялось в сообщении.
Но в таком случае разве не могли бы зарубежные спонсоры, которые много говорят о необходимости будущего восстановления Украины, уже сегодня настоять и на возведении тех же теплиц, овощехранилищ, логистических центров?
Вся внешняя помощь, которую получает Украина, заметил «НГ» руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев, идет на военную сферу. Это целевые деньги, и они предоставляются для продолжения военного противостояния с Россией. «Тогда как сами европейские партнеры явно не намерены озадачиваться сейчас развитием местного сельхозсектора. За рубежом понимают, что лучше подождать, скажем, год до начала восстановления украинских территорий – с тем, чтобы далее поучаствовать в нем прежде всего в интересах собственных (например, польских) компаний. Поддерживать же украинский бизнес, как и украинское государство, в качестве независимой единицы там точно не собираются», – подчеркнул Тимофеев. По его определению, в нынешних реалиях Украины, также с учетом проваленной посевной и неизбежности дальнейшего роста продовольственного импорта, практических оснований для замедления инфляции пока не просматривается.
Между тем январским прогнозом Национального банка Украины (НБУ) предусматривалось, что в текущем году темпы роста инфляции в стране замедлятся до 18,7%. А в последующие годы, сообщили в пресс-службе финансового регулятора, благодаря снижению рисков безопасности, полноценному восстановлению логистики и увеличению урожая годовой инфляционный показатель способен снизиться до 10,4% в 2024 году и до 6,7% – в 2025-м. По итогам же 2022 года он составил 26,6%, указали в НБУ. Любопытно, что в МВФ, где обычно выдают более оптимистические прогнозы в сравнении с оценками национальных правительств, аналогичные параметры выглядели похуже. Так, прошлогоднюю украинскую инфляцию в Международном валютном фонде оценили на уровне 30% при прогнозируемых 22% в 2023 году.