Владимир Зеленский заявил, что безопасность Украине обеспечит членство в ЕС и НАТО. Фото Reuters
На фоне ожидаемого ухода Вооруженных сил Украины (ВСУ) из Бахмута (Артемовска) в Киеве активно заговорили о будущем Украины после победы. А также о возвращении беженцев из стран Евросоюза, где они все более успешно адаптируются. Для последующего привлечения людей в страну, в киевских СМИ призвали сделать ставку на украинскую диаспору в мире и жителей постсоветского пространства. Причем реализация предложенных ими условий изначально могла бы предотвратить военный конфликт. Хотя при сохранении нынешнего украинского руководства, беженцы в страну не вернутся, предупредили эксперты.
Военнослужащие Вооруженных сил Украины продолжают держать оборону в городе Бахмут на Донецком направлении, сообщил в понедельник в ходе телемарафона спикер восточной группировки ВСУ Сергей Череватый. И заверил, что также сохраняется возможность доставлять в город боеприпасы, провиант, медикаменты и забирать оттуда раненых. Одновременно авторы свежего отчета американского Института изучения войны (ISW) отметили, что украинские военные могут оставить свои позиции на восточном берегу реки Бахмутка с учетом разрушения железнодорожного моста на северо-востоке города 3 марта и продвижения подразделений ЧВК (частной военной компании) «Вагнер» к железнодорожной станции Ступки 5 марта. А потому аналитики ISW сочли возможным дальнейший постепенный отход украинских формирований – с боями, с целью истощения сил РФ – из Бахмута (который в ДНР именуют Артемовском).
На таком фоне президент Украины Владимир Зеленский во время состоявшейся накануне во Львове встречи с местными студентами и президентом Европарламента Робертой Мецолой, видимо, для ободрения сограждан рассказал о будущем украинского государства после победы. В частности, его безопасность обеспечит членство в ЕС и НАТО, подчеркнул Зеленский. И добавил: «Очень важно изменить парадигму, которая была долгие годы. Мы делаем Украину мощным субъектом в Европе, чтобы не говорили, что Украина – это где-то возле России, а чтобы все говорили, что Россия – это где-то возле Украины».
Примечательно, что о необходимости изменения парадигмы говорилось и в опубликованной в понедельник в «Зеркале недели» (украинское издание, доступ к которому ограничен Роскомнадзором) статье директора аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александра Сергиенко о том, как не потерять миллионы беженцев, уехавших от военных действий за границу. В своих рассуждениях автор сослался на недавний отчет Агентства ООН по делам беженцев. Согласно его данным, 26% выехавших из Украины семей состоят из одного или большего числа взрослых (18–59 лет), не имеющих на руках детей или пожилых людей. Еще 29% семей включают двух взрослых, на содержании которых находятся дети или пожилые люди. Самую большую группу в 38% составляют те семьи, где один взрослый содержит детей или людей преклонного возраста. И еще 8% семей состоят только из пожилых людей в возрасте свыше 60 лет. Наиболее обеспеченными среди них стали беженцы из первой категории: они чаще снимают арендное жилье, работают и реже обращаются за социальной или гуманитарной помощью. Близки к средним показателям оказались также представители второй и третьей групп. Тогда как пожилые люди из четвертой группы оказалась в наихудшей ситуации.
При этом, продолжил Сергиенко, 77% беженцев в ходе соцопроса в декабре 2022 – январе 2023 года заявили, что планируют вернуться в свою страну. Из них 12% – на протяжении ближайших трех месяцев, а 65% – в будущем, по завершении боевых действий. Еще 18% не определились и 5% респондентов однозначно ответили, что не намерены возвращаться. В основном, по оценке авторов отчета ООН, беженцам сегодня не позволяют вернуться продолжающиеся военные действия и связанные с ними риски безопасности, а также отсутствие обеспечения электричеством, водой, медобслуживанием и другими условиями жизнеобеспечения. Эти факторы являются ключевыми для тех, кто уже определился или пока колеблется в вопросе возвращения. В то же время 69% респондентов указали, что на их выбор также окажет влияние наличие хорошей работы, жилищных условий и легального статуса в стране пребывания. И как показали результаты опроса, за последние месяцы условия жизни беженцев за рубежом улучшились. Так, доля семей, проживающих в арендованном жилье (а не в общежитиях и дешевых отелях), выросла с 27 до 45%, нашли работу 40% (против прежних 30%), начали получать профессиональное обучение 11% (2%). Кроме того, в Польше для беженцев предусмотрели бесплатное обучение в вузах на польском языке (близком к украинскому), а в Германии вообще оплачивают изучение немецкого. При этом, по информации Агентства ООН, в конце февраля общее число беженцев из Украины достигало 4 881 590 человек. Из них, по данным Евростата, 50% – это женщины, 13% – мужчины и 37% – дети. Следовательно, за границей сейчас находится больше 1806 тысяч украинских детей. И, очевидно, есть значительное количество молодых людей, которым за период военного конфликта исполнилось 18 лет и которые сейчас учатся в европейских университетах и колледжах. Это все «золотой запас Украины», который больно терять не только их дедушкам и бабушкам, оставшимся в стране, но и обществу в целом, констатировал автор. И для кардинального решения проблемы по возвращению в страну людей призвал изменить парадигму украинской госполитики. И сделать ставку не только на тех, кто выехал, но на всю украинскую диаспору в мире, а также на жителей постсоветского пространства, в том числе России, Белоруссии, Казахстана и т.д. При этом для них понадобится обеспечить ряд стратегических преимуществ, описание которых потребует отдельной статьи, заключил директор аналитико-исследовательского центра «Институт города».
Хотя тут сразу можно было бы сказать, что заявленные им задачи потребовали бы наряду с прочим формирования нормальных условий для развития образования и культуры представителей того самого, исторически существовавшего на территории современной Украины «русского мира», которых в Киеве предпочли записать во враги, вместо того чтобы договориться с ними о мирном взаимодействии. Что в итоге и спровоцировало многолетний конфликт.
Но если в Киеве и далее останется нынешнее руководство и продолжит проводить прежнюю политику, оговорил в комментарии для «НГ» ведущий научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак, то очевидно, что всякое достигнутое перемирие с ним окажется временным. При этом в западных странах традиционно рассматривали Украину лишь как источник различных ресурсов, в том числе трудовых. К тому же от выходцев из стран Африки и Ближнего Востока украинские мигранты отличаются более высоким уровнем квалификации и степенью пригодности к адаптации в тех же европейских странах. И в дальнейшем страны ЕС постараются отобрать для себя наиболее подготовленную и эффективную часть украинской рабочей силы. Собственно, на протяжении нескольких лет до начала специальной военной операции (СВО) РФ мигранты из Украины обеспечивали там до 0,8–1% ВВП, как, например, в Польше, которая негласно соревновалась в этом вопросе с Германией, напомнил Дудчак. Ну а тех, кто не нужен евросообществу, в частности, больных и пожилых людей оттуда постараются выдавить. Впрочем, если сегодняшний киевский режим удастся отстранить от власти, ситуация на украинской территории способна кардинально измениться., резюмировал ведущий эксперт Института стран СНГ.
Всего в Россию из Донецкой и Луганской народных республик и Украины прибыло более пяти миллионов человек. Об этом сообщила уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова на прошедшем в понедельник первом киргизско-российском женском форуме. При этом оказание помощи экстренно эвакуированным и спасавшимся от обстрелов и бомбежек со стороны ВСУ людям стало новым направлением деятельности для российских омбудсменов, подчеркнула Москалькова.