Татьяну Москалькову внесли в санкционный список за активное продвижение российской позиции. Фото с сайта www.ombudsmanrf.org
Не успели в ЕС одобрить 10-й пакет антироссийских санкций, приуроченный к годовщине начала специальной военной операции (СВО) РФ, как президент Украины Владимир Зеленский уже заявил о необходимости новых ограничительных мер. И, в частности, призвал усилить давление на атомную энергетику России, чтобы подорвать ее экономический потенциал. Подобные заявления призваны скрыть разочарование Киева недостаточной решительностью предусмотренных мер, отметили одни эксперты. А по мнению других, они вполне вписываются в рамки общей политики западных партнеров.
Равно как и заявленные накануне в Брюсселе и Киеве санкции против представителей российской гуманитарной сферы, похоже, помогали обеспечить неблагоприятный для Москвы общий контекст накануне открытия в понедельник сессии Совета по правам человека ООН в Женеве.
На фоне так и не оправдавшихся тревожных ожиданий Киева относительно им же широко анонсированных ракетных ударов военных РФ в преддверии 23–24 февраля – при реальном постепенном их продвижении в районе города Артемовск (Бахмут) на донецком направлении – западные партнеры Украины отметили упомянутую дату годовщины начала специальной военной операции России консолидированным санкционным залпом. В частности, Евросоюз, пусть и с некоторым опозданием, все же сумел к 25 февраля согласовать 10-й пакет санкций, в котором, в частности, предусматривались ограничения против трех крупнейших российских банков.
Комментируя данное решение, президент Украины Владимир Зеленский в очередном видеообращении накануне назвал мощными принятые Брюсселем ограничения против военной промышленности России, ее финансового сектора и информационных ресурсов. Однако тут же оговорил, что санкции против Российской Федерации будут вводиться и в дальнейшем, чтобы «ничего не осталось» от ее экономического потенциала. Украинские дипломаты и все государство работают над тем, чтобы распространить глобальные и, в частности, европейские санкции также на российскую атомную отрасль, на «Росатом», и всех причастных к ракетной программе, сказал Зеленский. И добавил: «Уже есть соответствующие шаги партнеров – Соединенных Штатов, Британии. Ждем соответствующих шагов и от Европейского союза. Конечно, мы продолжим работу над санкциями Украины против российских субъектов и всех, кто им помогает».
И в связи с этим неизбежно возникал вопрос: президент Зеленский фактически проанонсировал последующие решения ЕС, поскольку что-то знал и был способен как-то реально повлиять на общую санкционную ситуацию или же лишь стремился использовать ее в пропагандистских целях?
«Следует учесть, что в первую очередь речь идет о президенте-актере. А потому предполагать, что Зеленский может самостоятельно выступать с какими-то своими инициативами, было бы наивно. Очевидно, набор мер санкционного давления разрабатывается западными кураторами Киева. А украинскому президенту их лишь поручают озвучивать. И как только появится возможность применения новых санкций в той же сфере атомной энергетики, способных расчистить поляну для американских компаний, не нанеся им урона, этот шанс постараются реализовать», – пояснил «НГ» экс-посол Луганской народной республики (ЛНР) в РФ, политолог Родион Мирошник. По его словам, это может быть сделано даже при несогласии в ЕС, чей лагерь явно раскалывается из-за санкций, невыгодных для ряда европейских стран. К примеру, в Венгрии явно не готовы отказаться от собственной атомной электростанции, которую строит российская компания. Тогда как в самой России за последнее время научились отбиваться от санкционных рестрикций, стараясь развернуть их в противоположном направлении. Такая история вполне возможна и с предполагаемыми энергетическими санкциями, констатировал Мирошник.
С тем, что практически повлиять на принятие новых санкционных решений президент Украины не может, согласилась и директор Центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований МГИМО МИД РФ Екатерина Арапова. В то же время, по ее определению, своими заявлениями Зеленский преследует две параллельные цели. С одной стороны, он разочарован тем, что в принятый 10-й пакет так и не были включены ни «атомные», ни «алмазные» санкции, ни дополнительные ограничения, касавшиеся российских металлов, в том числе редкоземельных, которые обсуждались с осени прошлого года. Но внутри ЕС эти вопросы так и не сумели согласовать из-за разнящихся позиций и степени заинтересованности различных государств. И, видимо, в ближайшие два-три пакета пункт по «атомным» санкциям не будет включен, так как против как минимум выступят Франция и Венгрия. «Так что в данном случае заявления украинского президента скорее призваны скрыть его эмоциональное раздражение вследствие не принятых, но ожидаемых им решений. Хотя, с другой стороны, известно, что громкие вбросы о возможных новых санкциях влияют на рынок. И чем громче окажется поднятый информационный шум, тем более активно бизнес начнет перестраховываться и работать на опережение. Поэтому ставка может также делаться на то, чтобы прокричать про предполагаемые санкции и тем самым оказать воздействие на некоторых российских партнеров», – определила Арапова. Впрочем, допустила аналитик, и 11-й пакет не за горами. Но, вероятно, упор в нем сделают на усилении контроля над уже принятыми решениями, А скажем, «алмазные» санкции могут появиться уже в 12-м пакете, ближе к лету. Так как Запад, видимо, хотел бы сохранить для себя возможность постепенного расширения санкционного инструментария и ужесточения давления против РФ во времени, рассказала «НГ» директор Центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований МГИМО.
Между тем наряду с ограничениями экономического характера и в Брюсселе, и в Киеве также утвердили санкции в гуманитарной сфере. В названный 10-й пакет также включили главу Совета по правам человека при президенте РФ Валерия Фадеева и уполномоченного по правам человека в РФ Татьяну Москалькову. Как разъяснялось в мотивационной части к решениям ЕС, Москалькова «активно продвигает» российскую позицию по отрицанию «практики фильтрации и депортации, применяемой в отношении украинского населения». А Фадеева в Брюсселе сочли ответственным за «оправдание вторжения РФ» на территорию Украины, а также за поддержку референдумов в Крыму и Донбассе. В свою очередь, и президент Украины тремя указами на днях ввел в действие новые санкционные решения Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Причем они наряду с представителями ЧВК (частной военной компании) «Вагнер», например, также затронули организацию российского Красного Креста, который в октябре 2022 года в рамках акции «Мы вместе» организовал сбор средств для оказания адресной помощи семьям россиян, участвующих в военных действиях. Подпал под киевские санкции и благотворительный фонд «Гольфстрим» для помощи людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; и автономная некоммерческая организация (НКО) поддержки гуманитарных программ «Русская гуманитарная миссия». Родион Мирошник, не исключил, что принятые «гуманитарные» санкции могли быть приурочены к открывшейся в понедельник в Женеве ежегодной сессии Совета по правам человека ООН – с целью обоснования новых мер давления на Россию.