Попасть из Польши в Белоруссию теперь проблема не только для белорусских автомобилистов. Кадр из видео канала TVN24
Польша обусловила свое согласование очередного пакета санкций ЕС против РФ дополнительными мерами против Белоруссии. Они должны быть приняты в понедельник. Варшава объявила, что высылает белорусского атташе по вопросам обороны. На днях перекрыт последний пункт пропуска грузового транспорта на границе двух государств. Это создают проблемы не только Минску. Казахстан обратился к Польше с призывом разблокировать движение большегрузов в связи с угрозой убытков для транспортных компаний этой центральноазиатской страны.
Посол Польши при ЕС Анджей Садось заявил, что его страна выдвинула условия при согласовании 10-го пакета санкций ЕС против РФ.
Среди них – ограничительные меры против Белоруссии. Дипломат сообщил польскому агентству PAP: «Мы ожидаем, что они будут приняты в понедельник». Это не единственная акция Варшавы против Минска на дипломатическом фронте. В ближайшее время Польшу покинет белорусский атташе по вопросам обороны. Эта мера, впрочем, стала ответом на высылку из Белоруссии офицера связи пограничной службы Польши и двух сотрудников консульства этой страны в Гродно.
Напряженность между двумя сопредельными государствами стремительно нарастает. Не исключено полное закрытие границ. Об этом заявил замминистра иностранных дел Польши Павел Яблоньский. Он подчеркнул: «Если будет такая необходимость, особенно мотивированная вопросами безопасности, то мы точно готовы. Но мы будем анализировать это по мере развития событий». Это заявление последовало после закрытия 21 февраля польской стороной движения грузовых автомобилей на погранпереходе «Кукурыки» («Козловичи»).
Отношения между двумя странами ухудшаются по нарастающей уже давно, но особенно интенсивно в течение последних двух лет. Появление весной 2021 года на границе Белоруссии с Польшей тысяч мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки вызвало в качестве ответных мер со стороны Варшавы возведение гигантского стального забора на рубежах страны и закрытие пограничного перехода Кузница–Брузги. За этим последовало уничтожение в прошлом году ряда кладбищ польских воинов в Гродненской области Белоруссии. К нынешнему же радикальному обострению отношений привело дело Андрея Почобута. Белорусский журналист, один из лидеров запрещенного Союза поляков, был приговорен 8 февраля к восьми годам лишения свободы. Государственное белорусское агентство БЕЛТА сообщило по этому поводу: «Фигурант дела на протяжении многих лет работал в нелегальной организации, которая якобы объединяет поляков в Беларуси. Он также способствовал героизации Армии Крайовой».
Армия Крайова, формирование, которое в годы Второй мировой войны сражалось как с немецкими, так и с советскими войсками, действительно почитается в Польше. И именно захоронения ее бойцов уничтожаются в Белоруссии.
Видимо, приговор Андрею Почобуту Варшава восприняла как прямое оскорбление, поскольку ранее польские официальные лица признавали, что по поводу судьбы журналиста ведутся некие закулисные переговоры с белорусской стороной. На следующий день Польша закрыла пункт пропуска «Бобровники». Минск в ответ запретил польским грузовикам проходить белорусско-литовскую и белорусско-латышскую границу. Тогда Варшава, в свою очередь, запретила въезд в Польшу и выезд из нее всех грузовиков, кроме зарегистрированных на территории Евросоюза и Европейской ассоциации свободной торговли. А также закрыла для большегрузов переход Кукурыки–Козловичи.
Теперь грузовые поставки в Республику Беларусь товаров целиком завязаны на переполненные переходы на границах с Литвой и Латвией. И отнюдь не исключено, что Вильнюс и Рига, в свою очередь, могут предпринять против Минска некие ограничительные меры.
Однако возможности Варшавы по логистическому давлению на Минск отнюдь не исчерпаны. Пока ограничения не затронули железнодорожный транспорт. Между тем через главный железнодорожный переход в Тересполе и перевалочный пункт в польских Малашевичах идут транзитом через Белоруссию в Польшу, а затем далее в Европу товары из Китая. Варшава на сегодняшний день не хочет втягивать в свой конфликт с Минском Пекин, но при нынешнем градусе взаимного напряжения ничего нельзя исключать.
Между тем эти пограничные конфликты уже затронули интересы Казахстана. Страна обратилась к Польше с призывом снять ограничения для казахстанских грузоперевозчиков. Сообщение об этом было опубликовано на сайте национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
Как заявил агентству БЕЛТА управляющий директор департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен» Мурат Амрин, переход Кукурыки–Козловичи был последней возможностью для казахстанских грузоперевозчиков после закрытия перехода Бобровники–Берестовица.
«Новое ограничение распространяется также на казахстанских перевозчиков, перевозящих экспортные товары из стран Европы и европейские товары на предприятия. Последствия – миллионы убытков», – подчеркнул Амрин. По его словам, на территории Польши находится более 150 казахстанских автомобилей, более сотни едут в Евросоюз.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко так прокомментировал создавшуюся ситуацию: «Эти обезумевшие даже не думают, когда делают какой-то шаг. Хотите вы навредить России – попробуйте, у вас есть граница с Калининградской областью. Беларуси хотите навредить – навредите здесь, у нас же огромная, в тысячу километров граница. Но что же вы отсекаете тех, кто вас кормит? Казахстан сегодня, особенно когда ввели санкции против углеводорода в России, обеспечивает Европу углеводородами, нефтью. Зачем же вы их вырубили? Люди потеряли работу».