Владимир Зеленский настраивает граждан на позитив. Фото Reuters
По данным социологов, треть трудоспособных жителей Украины сегодня не работают. Это свыше пяти миллионов человек. Общую ситуацию с безработицей явно не спасает созданная «Армия восстановления», в которой на общественных работах занято до 6 тыс. человек. Хотя с учетом заявленных средств на оплату их труда по факту данный показатель рискует оказаться меньшим. Впрочем, главным источником работы в украинском государстве сейчас является не некая фигуральная, а реальная армия, уточнили эксперты. И на таком фоне усомнились в реалистичности позитивных прогнозов по росту экономики Украины в этом году. Хотя президент Владимир Зеленский уверяет, что страна и армия стоят твердо.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), ухудшивший в четверг прогноз по росту внутреннего валового продукта (ВВП) с 3% до 2,1% в 2023 году для стран, где реализуются его программы, для экономики Украины спрогнозировал вполне оптимистический рост на 1% – после падения на 30% в 2022 году (по оценке ООН, этот показатель достиг 35%). При этом в ЕБРР сослались на высокие цены на газ и подрывающую реальные зарплаты инфляцию, а также на неопределенность, связанную с украинским военным конфликтом. Примечательно, что для российской экономики аналитики банка предрекли снижение на 3% ВВП в текущем году, после падения на 3,5% в предыдущем. Хотя насколько реалистичны такие оценки?
По мнению директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИПН РАН) Александра Широва, логика таких цифр представляется понятной. Так, для РФ прошлый год оказался более благоприятным, а потому, исходя из ожидаемых негативных эффектов, снижение российского ВВП было перенесено на 2023 год. Хотя МВФ, например, спрогнозировал его рост на 0,3%. А в ситуации с Украиной, видимо, исходили из эффекта низкой базы. Впрочем, при названном катастрофическом падении украинской экономики предполагаемый 1-процентный рост означает стагнацию. «На деле украинская экономика упала и теперь лежит на боку. В данном случае упомянутые показатели скорее определяются особенностями формирования прогнозов в ЕБРР», – пояснил «НГ» Широв.
Депутата Верховной рады Украины V–VII созывов Спиридона Килинкарова удивило, как в ЕБРР вывели формулу роста для украинской экономики – при всех неизвестных составляющих. «В последнее время ключевым драйвером роста для Украины оставалось сельское хозяйство. И совершенно непонятно, как можно было спрогнозировать, скажем, каким окажется будущий урожай и какие площади удастся засеять, а также найдется ли необходимый посевной материал и какими станут цены на солярку и удобрения? Как все это в ЕБРР могли подсчитать? Не говоря о том, как в нынешних обстоятельствах допустили рост в других ключевых отраслях вроде металлургии или машиностроения?» – озадачился Килинкаров. Подобные расчеты он счел нереалистичными, учитывая хотя бы проблемы с дефицитом электроэнергии и массовым оттоком капитала и людей.
По сути, в стране остались лишь те, кто не имел возможности выехать. В то время как относительно приемлемые доходы там обеспечиваются за счет зарубежной помощи лишь для представителей чиновничества да силовых структур, а также военных. К слову, именно армия на сегодня стала главным источником рабочих мест. Ведь чтобы один солдат успешно воевал на фронте, 14 гражданских должны обеспечить его питание, обмундирование и прочее со всей сопутствующей логистикой, напомнил аналитик.
На таком фоне тем более показательными выглядят опубликованные в четверг в киевских СМИ результаты опроса социологической группы «Рейтинг», проведенного 23–26 декабря 2022 года. Как следует из них, 33% респондентов, трудившихся до начала военных действий, на сегодня не работают. Еще 40% продолжают трудиться в прежнем режиме, 17% – удаленно или частично и 8% нашли новую работу. Одновременно у 30% опрошенных уровень доходов значительно уменьшился, у 17% – незначительно снизился, а 10% практически потеряли все доходы. Хотя у 36% последние почти не изменились, а у 6% даже увеличились, отметили социологи. В ходе других недавних опросов более 60% украинцев заявили об ухудшении своего материального положения.
Отметим, количественный показатель уровня безработицы в стране украинские журналисты ранее выводили, исходя из определенного Международной организацией труда числа трудоспособного населения в 15–17 млн человек и озвученного еще в ноябре прошлого года заявления замминистра экономики Татьяны Бережной о том, что из-за боевых действий в регионах, где ранее были заняты 10 млн работников, по меньшей мере 5 млн потеряли работу. Таким образом, выходило, что их общее количество уже тогда достигало трети.
Причем при указанном 5-миллионном показателе безработных уже не слишком впечатляли данные о привлечении более 6 тыс. человек к общественно полезным работам в рамках запущенного правительством осенью 2022 года проекта «Армия восстановления». Как сообщила на днях Татьяна Бережная, на сегодня к участию в проекте привлечено более 6 тыс. безработных в 10 областях. Лидером среди регионов стала Полтавская область, где в выполнении общественно полезных работ задействовали почти 2 тыс. безработных. Только за первый месяц этого года по стране было привлечено 2,5 тыс. человек, временно потерявших работу. Все они получали за свой труд не менее 6700 гривен, что превышало средние выплаты пособия по безработице при постановке на учет в центре занятости, оговорила замминистра. Чаще всего безработных привлекали к разбору завалов и восстановлению жилых домов, поврежденных в результате боевых действий, а также обустройству подвальных помещений под укрытие, фасовке гуманитарной помощи, приготовлению пищи для военных, плетению маскировочных сеток и предоставлению социальных услуг в «Пунктах несокрушимости». В целом, по словам Бережной, государство профинансировало выполнение общественно полезных работ в регионах на 37,4 млн гривен, в том числе с начала года – на 13,6 млн гривен.
Правда, если поделить упомянутые 13,6 млн гривен на выплату в 6700 гривен, то окажется, что за первый месяц этого года эти деньги могли получить лишь немногим более 2 тыс. человек, а не те 2,5 тыс., о которых упоминалось выше. Но главное даже не в этом. А в том, что при наличии многомиллионной армии безработных заявленная «Армия восстановления» выглядит неубедительно. И это заставляет вспомнить о тех же «Пунктах несокрушимости», устроенных для обеспечения возможности обогрева, связи и подзарядки гаджетов в украинских городах, поскольку из-за своей малочисленности и неэффективности они, по мнению экспертов, в первую очередь обустраивались для демонстрации работы властей.
Ситуацию с «Армией восстановления» сложно оценить, не зная ее реального функционала, заметил в этой связи Спиридон Килинкаров. Хотя предположить можно что угодно. Но в любом случае оплата в 6700 гривен представляется крайне маленькой – ее не хватит и на «коммуналку» с питанием, определил бывший депутат ВР.