Александр Лукашенко готов простить «беглым» то, «что можно». Фото Reuters
В четверг в Минске началось рассмотрение уголовного дела в отношении представителей признанной в Белоруссии террористической организации Nexta Романа Протасевича и двух его бывших соратников. Он был арестован в мае 2021 года после принудительной посадки самолета ирландской авиакомпании Ryanair в Минске. Между тем завершился суд над нобелевским лауреатом – 2022 правозащитником Алесем Беляцким. Он выступил с последним словом и ожидает приговора. Прокурор запросил для него 12 лет колонии. На пресс-конференции, прошедшей в четверг, Александр Лукашенко заявил, что хочет «перевернуть страницу» в отношениях с теми, кто выступал против него.
Минский областной суд 16 февраля начал рассмотрение уголовного дела в отношении представителей признанной в Белоруссии террористической организации Nexta (Telegram-канал) Романа Протасевича, Степана Путило и Яна Рудика. Всем обвиняемым инкриминирован ряд статей, среди которых: разжигание социальной вражды и розни, организация массовых беспорядков, публичные призывы к захвату государственной власти, создание экстремистского формирования и руководство им, а также клевета и публичное оскорбление президента Белоруссии.
Впрочем, положение у обвиняемых очень разное. Путило и Рудик находятся за пределами Белоруссии, поэтому в их отношении применено специальное производство. Оба продолжают активную оппозиционную деятельность. Протасевич же вместе со своей подругой Софьей Сапегой, также администрировавшей оппозиционный Telegram-канал, был задержан в Минске в мае 2021 года после вынужденной посадки самолета ирландской авиакомпании Ryanair. Он полностью, неоднократно и в том числе публично, раскаялся в своих действиях. Осудил бывших коллег-оппозиционеров, расстался со своей девушкой и выполнил условия заключенного с ним досудебного соглашения. В связи со всем вышеперечисленным он находится под домашним арестом.
Характерно, что буквально накануне начала рассмотрения дела Протасевича суд Евросоюза (ЕС) отклонил иск «Белаэронавигации» на включение ее в санкционный список из-за посадки самолета Ryanair. После этого инцидента ЕС заморозил средства «Белаэронавигации», которая отвечает за управление воздушным пространством в Белоруссии. В ответ госкомпания подала иск в Европейский суд в Люксембурге, чтобы оспорить применение к ней санкций. 15 февраля суд вынес решение: в иске отказать.
Инцидент с самолетом Ryanair также стал причиной решения Совета ЕС о закрытии для белорусских лайнеров европейского воздушного пространства.
Напомним, что 23 мая 2021 года ирландский лайнер, летевший из Афин в Вильнюс, был вынужден совершить экстренную посадку в Минске, поскольку пилоты получили с земли сообщение о якобы находящейся на борту бомбе. Указание садиться в столице Белоруссии было получено буквально за несколько минут до вхождения самолета в воздушное пространство Литвы. Для его сопровождения в воздух был поднят истребитель белорусских ВВС. После посадки в Минске бомбы на борту не оказалось, зато были выявлены и задержаны Протасевич и Сапега.
Позже девушка была осуждена на шесть лет колонии по обвинению в администрировании Telegram-канала «Черная книга Беларуси». Ожидалось, что гражданка России Софья Сапега будет помилована Александром Лукашенко. Однако этого не произошло.
На днях адвокат Сапеги Антон Гашинский сообщил интернет-порталу «Зеркало»: «Никто не объясняет причины отказа. Будем просить отправить в Россию для отбытия наказания. Там вариантов много: есть и УДО (условно-досрочное освобождение. – «НГ»), и помилование президента».
Если слушания по делу Протасевича только начинаются, то разбирательство с нобелевским лауреатом – 2022, главой правозащитной организации «Весна» Алесем Беляцким и тремя его соратниками только что завершилось. Им запрошено от 9 до 12 лет лишения свободы. Приговор будет объявлен 3 марта.
В своем последнем слове Алесь Беляцкий заявил: «Уголовное дело против нас – правозащитников «Вясны» – политически мотивировано. Вся эта эпопея на 284 тома, сотни обысков и допросов по всей стране не имеют ничего общего с предварительным следствием, плюс политический подтекст. А за ним не было и справедливого судебного разбирательства». Беляцкий завершил свою речь следующим призывом: «Если мы хотим получить шанс на экономическое, социальное, общественно-политическое, экологическое развитие нашего народа, мы должны начать общественный диалог. Хватит, нужно остановить эту гражданскую войну! Я надеюсь, меня услышат».
И в четверг на своей пресс-конференции Александр Лукашенко заявил: «Любого «политзаключенного» называйте. Мы будем объяснять, что он совершил, почему он там находится. Мы сделали шаг навстречу не только своим внутренним, но и тем, которые сбежали, совершив здесь правонарушения: «Давайте перевернем страницу, приходите, будем разбираться!»
В основном беседа с журналистами была посвящена заверениям в том, что Белоруссия хочет только мира и добрососедства со всеми сопредельными странами, а также призывам к прекращению противостояния в Украине. Но и темы отношения к противникам его власти, как находящимся в заключении, так и в эмиграции, тоже избежать не удалось.
«Я лично, как и многие здесь, вот журналисты белорусские, не хочу, чтобы наши соотечественники где-то болтались у вас за границей. Не то в Англии, не то во Франции. И даже в Польше, где сегодня в больницах некому работать. А вот «плохая Беларусь» – наши врачи – там нарасхват. Я хочу, чтобы они жили здесь и работали здесь. И мы готовы прощать то, что можно простить. Вот такая у нас демократическая диктатура», – заявил президент.