В белорусских учебных заведениях прошли первые лекции «Зачетного разговора». Фото с сайта www.sb.by
В Белоруссии стартовал проект «Зачетный разговор». В рамках этой программы в течение ближайших трех месяцев со студентами и учащимися колледжей будут встречаться депутаты, эксперты и телеведущие. Их задача – вести разъяснительную работу по поводу «военно-политической обстановки вокруг Беларуси и в сопредельных странах». А также будет рассказываться о достижениях социально-экономического развития страны в условиях санкционного давления. Между тем оппозиционные эксперты ведут полемику, можно ли считать существующую в Белоруссии систему авторитарной или можно уже говорить о тоталитаризме.
Первый секретарь Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ) Александр Лукьянов объявил о запуске проекта «Зачетный разговор», нацеленного на молодежную аудиторию. «Этот проект – общественная инициатива. Он состоит из целого цикла встреч лидеров мнений с целевой аудиторией – студентами вузов и учащимися колледжей», – рассказал молодежный лидер.
И пояснил: «На базе учреждений высшего и среднего специального образования в формате открытого диалога известные люди – политологи, руководители и политические обозреватели ведущих средств массовой информации страны, представители депутатского корпуса, общественных организаций, среди которых Алексей Авдонин, Вадим Гигин, Иван Эйсмонт, Марат Марков, Андрей Кривошеев, Александр Шпаковский, Алексей Дзермант, Андрей Лазуткин, Вадим Боровик, Андрей Муковозчик, Олег Романов и многие другие, – будут проводить встречи с молодежью – представителями всех курсов и факультетов, общественных организаций, молодежного актива».
Все перечисленные фигуры – настоящие звезды агитационно-идеологической сферы. И этот отбор говорит о той значимости, которая придается проекту. Например, в среду с учащимися Минского государственного колледжа монтажных технологий и транспортной логистики встретился политический обозреватель телеканала ОНТ Игорь Тур, один из главных и самых беззаветных обличителей оппозиции. Говоря о тематике встреч, Лукьянов сообщает, что разговор будет касаться, «в частности, военно-политической обстановки вокруг Беларуси и в сопредельных странах, социально-экономического развития нашей страны в условиях санкционного давления». Первый секретарь ЦК БРСМ отметил: «Эксперты расскажут ребятам о ключевых достижениях Беларуси в различных отраслях, об условиях, которые создает белорусское государство и лично президент для развития потенциала белорусской молодежи. Безусловно, не останется без внимания такой важный аспект, как правовое противодействие деструктивной идеологии и принимаемые по его обеспечению меры».
Принципиально важно, что «Зачетный разговор» в ближайшие три месяца пройдет абсолютно во всех вузах и средних специальных учреждениях страны. Такой тотальный подход к правильному информированию молодежи неизбежно вызывает у политологов размышления о постепенном перерождении белорусской власти.
Недавно аналитик Артем Шрайбман уже высказывал опасения, что «советский бэкграунд» Александра Лукашенко приведет его к тоталитарным методам. С ним не согласились его коллеги с интернет-ресурса «Политонелогия». Авторы полемического текста, анализируя советский и иные примеры, указывают: «Парадокс же заключен в очень любопытном развороте: авторитарное стать тоталитарным – приобретя реальное новое качество – не очень может. Тоталитаризм, напротив, откатиться до менее жестких, авторитарных практик – вполне способен. Вот к демократии оттуда пусть совсем не близкий». Указывая, что мобилизующая идеология – необходимый элемент тоталитарной системы, авторы отмечают: «Идеология – не хвост, без которого кошка выживет, но голова, без которой кошка слегка мертва».
Шрайбман на интернет-портале «Салидарнасць» ответил критикам: «Мне хотелось бы в это верить, но исключить тоталитарный сценарий в Беларуси тоже не могу. Хотя должен признаться, что очень сложно представить идеологию, которую такой режим может для себя изобрести, – как чучхе в Северной Корее».
Эксперт отмечает: «Многие тоталитарные практики, в первую очередь советские, нынешние власти инкорпорируют в свою повседневность. И поскольку любая эволюция от авторитаризма в тоталитаризм – это спектр, на нем можно двигаться, можно останавливаться, можно двигаться в обратную сторону. Сейчас шагаем в сторону тоталитаризма. Вряд ли дошагаем, но это не отменяет того, что дорога началась». Он полагает, что полноценный тоталитаризм вряд ли удастся построить в силу отсутствия консолидирующей идеи у самого правящего слоя.
«Идеологический вакуум в этой системе ведет к тому, что ее строят наощупь, в качестве реакции на сиюминутные вызовы и не задумываясь о том, какой страна должна быть через пять лет. У лиц, принимающих решения, нет видения будущего. Там нет никакого корпоративного интереса. Каждый из них просто хочет не вылететь с работы, показать себя надежным и лояльным, заработать какие-то бюрократические бонусы», – отмечает политолог.
Эти соображения выглядят вполне логично. Однако очевидно и то, что активная и системная работа по формированию некой неосоветской идентичности ведется. И не так уж важно, чем мотивированы ее организаторы, если эта идентичность формируется тотально, начиная со школьной и студенческой скамьи.