Касым-Жомарт Токаев: «Формировать правительство будут все парламентские партии». Фото с сайта www.akorda.kz
В Казахстане стартовала кампания по выдвижению кандидатов в депутаты нижней палаты парламента и местные органы власти, досрочные выборы которых состоятся 19 марта. Эксперты считают предстоящую кампанию наиболее интересной за последние 19 лет: выборы пройдут не только по партийным спискам, но и по мажоритарным округам. Тем не менее на политическом поле серьезной борьбы пока не видно.
Главное отличие нынешней электоральной кампании от предыдущих – возвращение в политическое поле самовыдвиженцев. Впервые с 2004 года 30% кандидатов в нижнюю палату парламента (Мажилис) будут избираться по одномандатным округам. Им отведено 29 мест из 98. Это обстоятельство подстегнуло непартийных граждан из числа критиков власти, решивших участвовать в выборах по одномандатным округам. Остальные 69 идут по партийным спискам.
Сегодня в Казахстане зарегистрировано семь политических партий. К пяти старым партиям – Amanat (бывшая Nur Otan. – «НГ»), «Ак жол», Народная партия Казахстана (НПК), «Ауыл» и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), добавились две новых – партия зеленых «Байтак» и Respublica. Но среди них нет ни одной оппозиционной.
Парламентские выборы хоть и были анонсированы примерно за полгода, но официально о них объявили лишь за два месяца. Ряд политиков уже заявили, что не успеют «раскрутиться» к выборам, и говорят о неравных условиях предвыборной кампании.
Еще из новшеств: снижен проходной барьер для партий с 7 до 5% и выделена 30% квота для женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями в партийных списках при распределении мандатов. Впервые в бюллетенях будет графа «против всех». На первый взгляд власть выполнила все требования общественности – право участвовать в выборах и право быть избранным – и рассчитывает увидеть в парламенте новые лица.
Как отметил казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, именно среди одномандатников во многих странах мира часто появлялись молодые политики, которые в будущем становились опытными политическими игроками. «Дабы не допустить в парламент ярких представителей оппозиции, казахстанская власть держит процесс под контролем. Для этого используются так называемые фильтры. Первый из них – это избирательный залог в 400 тыс. тенге за участие в выборах в местные органы власти и чуть более миллиона тенге за участие в парламентских выборах», – сказал «НГ» Сатпаев.
Наибольшим риском для оппозиционной части одномандатников, как показали выборы 2012 и 2016 годов, стало представление налоговых деклараций. Это одно из требований, которое должен соблюсти любой кандидат в депутаты. Но малейшая неточность в декларации приводит к дисквалификации кандидата.
Второй важный момент – в том, чтобы среди этой 30% квоты не было представителей оппозиции, которые могли бы устраивать в парламенте неугодные акции. По мнению Сатпаева, власть хочет получить лояльный парламент.
Политолог Димаш Альжанов обратил внимание на то, что до выборов осталось меньше двух месяцев, а серьезной политической борьбы не видно. «После январских событий 2022 года власти необходимо было продавить определенные реформы. Переход к смешанной системе выборов позволяет Акорде (администрации президента. – «НГ») реализовать несколько направлений для сохранения контроля за политической системой и парламентом. И при этом имитировать проведение реформ, в том числе и в избирательной системе», – сказал Альжанов в программе «Гиперборей».
Смешанная система выборов, по его словам, позволяет властям сохранить за собой парламентское большинство. Все семь зарегистрированных партий – пропрезидентские: есть одна большая партия Amanat, а остальные – ее партнеры, то есть 69 мест при любых обстоятельствах остается за этими партиями. Поэтому смены власти ожидать наивно.
Он также объяснил, почему использует ограниченное количество одномандатных мест. Власти для лучшего контроля создали очень большие округа с большим количеством избирателей. А денег кандидатам на кампанию выделено недостаточно для полноценной работы с избирателями на такой территории.
Сильных и независимых кандидатов – единицы, но у них нет серьезных организационных и финансовых возможностей. Навязать конкуренцию провластным кандидатам, которые могут мимикрировать под независимых, они не смогут.
В общем, каким станет будущий парламент, предугадать несложно. Абсолютное большинство в нем останется за партиями власти. Но при этом возможность увидеть среди законодателей независимых депутатов все-таки остается.
После выборов в соответствии с Конституцией правительство уйдет в отставку. По словам президента Касым-Жомарта Токаева, не только победившая партия, но и все другие, прошедшие в парламент, будут участвовать в формировании правительства. И все преодолевшие избирательный порог партии смогут иметь по крайней мере одного-двух представителей в правительстве.
Казахстанский политолог, президент общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев считает, что парламентские выборы перезагрузят политическую систему и приведут к обновлению формы государственного управления. По его словам, суть реформ в Казахстане заключается в формуле: сильный президент, влиятельный парламент и подотчетное правительство.