Фото REUTERS
Опубликованы результаты нового социологического опроса, охватившего как белорусов зарубежья, так и тех, кто остался в стране. Данные свидетельствуют о том, что Белоруссию покинули главным образом молодые, образованные и достаточно обеспеченные люди. Вернуться надеются только 42%. Между тем Александр Лукашенко, общаясь со своими сторонниками, говорит, что 90% «беглых» жалеют о своем выборе и готовы отправиться на родину. Но условия, на которых это может произойти, власть и эмигранты видят очень по-разному.
Центр новых идей совместно с инициативой «Народный опрос» обнародовали на днях результаты онлайн-исследования, которое они провели осенью 2022 года. Был опрошен 1631 респондент за пределами Белоруссии и 1267 человек внутри страны. Социологи пытались понять, чего белорусы ждут от будущего и, разумеется, что они из себя представляют сегодня.
Исследователи обнаружили, что наиболее распространенный типаж среди представителей белорусской диаспоры – это мужчина в возрасте 30–35 лет с высшим образованием и доходом выше среднего. В 2021–2022 годах этот усредненный персонаж покинул Белоруссию по политическим мотивам и сейчас, с наибольшей вероятностью, проживает в Польше. «В целом белорусскую диаспору можно охарактеризовать как молодую, образованную и неплохо обеспеченную, покинувшую Белоруссию по соображениям безопасности», – отмечается в исследовании. Количество мужчин и женщин в этой среде распределяется как 53,2% и 46,2% соответственно (при ответе на вопрос о поле 0,6% выбрали вариант «другое»).
Надо отметить, что большинство опрошенных отнюдь не бедствуют: 12% имеют очень высокие доходы; 33,5% обладают средствами, достаточными для покупки автомобиля; 27,8% могут свободно позволить себе дорогостоящие покупки. Кто-то работает по найму в стране пребывания. Меньшая часть квалифицирует себя как фрилансеров.
Основные государства, где осели белорусские эмигранты: Польша (45%), Грузия (10,1%) и Литва (8,4%), Германия (6,4%).
На вопрос «Вернутся ли они на родину?» 42,1% ответили утвердительно. 35,6% затруднились с ответом. Не планируют возвращаться 25,3%. «Все зависит от внутриполитической ситуации, 95% человек указали, что фактор режима Лукашенко существенно влияет на их решение о возвращении», – указывают авторы исследования.
Интересно, что на вопрос социологов, кто сейчас имеет больше возможностей влиять на ситуацию в Белоруссии, уехавшие или оставшиеся, большинство по обе стороны границы, ответило: «и те, и другие». «В целом и диаспора, и белорусы внутри страны понимают, что оказывать воздействие на режим и достигать целей протеста можно только совместными усилиями. В то же время для белорусов внутри страны более характерны пессимистические настроения, которые подводят их к надежде на диаспору как на главного актора в защите своих интересов и возможном позитивном развитии ситуации в стране», – утверждают авторы исследования.
Сколько точно уехало из Белоруссии после 2020 года – неизвестно. Но все исследователи определенно говорят о более чем 100 тыс. Один из авторов данного исследования социолог Геннадий Коршунов так ранее оценивал эту цифру: «Это очень много! Темпы развития общества, эффективность развития зависят от небольшого количества людей. Это 5–7% от всего сообщества. Режим выжимает более активную, наиболее образованную часть общества».
Характерно, что у Александра Лукашенко, видимо, своя особенная социология. Выступая на приеме, устроенном для журналистов, политологов, артистов, спортсменов и прочих «лидеров общественного мнения», он заявил, что те, кто недавно противопоставлял себя власти и выступал против «режима», радикально переосмыслили свою позицию. Лукашенко подчеркнул: «А сегодня они видят в таком режиме свое спасение. Процентов 90 тех. Я уже говорил об этом в храме: мы к этому готовы. В какой форме это будет, какой путь они должны пройти обратно к себе домой – вам определять». Это высказывание дало ответ на вопрос о том, что Лукашенко понимает под «шагом навстречу» эмигрантам, о готовности к которому он заявил во время празднования Рождества. Очевидно, что главным условием является признание «беглыми» спасительной роли его «режима».
Между тем политолог Артем Шрайбман считает, что вопрос уже не только в личности самого Александра Лукашенко, а в его окружении, том самом «режиме». На интернет-портале «Салидарнасць» эксперт отмечает: «Я не знаю, что творится в головах у конкретных персон. Но понимание того, что будет эра после Лукашенко, у них уже присутствует. Они поменяли Конституцию именно с прицелом на то, как Лукашенко будет постепенно покидать власть или, по крайней мере, выращивать себе смену».
Аналитик подчеркивает: «Концепция «коллективного Лукашенко», которого необходимо создать, тоже исходит от провластных аналитиков, а не оппозиционных. Поэтому принимаются законы, чтобы не допустить прихода оппозиции к власти: о лишении гражданства, запрете выдвигаться на выборах, если есть ВНЖ в другой стране». Тем не менее эксперт не теряет оптимизма и явно относится с тем 42%, которые нацелены на возвращение.