0
6063
Газета СНГ Печатная версия

17.01.2023 19:55:00

Внимание России фокусируется на Туркменистане

В Ашхабаде ожидают правительственную и парламентскую делегации из Москвы

Тэги: кабмин, мишустин, туркменистан, бизнес форум, газовое сотрудничество


кабмин, мишустин, туркменистан, бизнес форум, газовое сотрудничество Зимний Ашхабад готовится оказать теплый прием российской правительственной делегации. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm

Глава российского правительства Михаил Мишустин посетит Туркменистан 19–20 января. В Ашхабаде он проведет переговоры на высшем уровне и примет участие в бизнес-форуме. Вопросы энергетического сотрудничества президент РФ Владимир Путин обсудил с туркменским коллегой Сердаром Бердымухамедовым в ходе телефонного разговора. Они высоко оценили уровень российско-туркменского стратегического партнерства. До конца января Ашхабад посетит парламентская делегация во главе со спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным.

В Туркменистан перемещается внимание Москвы. Ашхабад посетит большая правительственная делегация во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным. В повестке визита – совместное заседание деловых советов, где будут обсуждаться вопросы развития в сфере транспорта и логистики, образования, промышленности, цифровой повестки и иным направлениям диалога компаний двух стран. Состоятся также бизнес-форум и открытие «Торгового дома России». Несмотря на экономическую повестку, особая роль придается русскому языку – 2023 год в Туркменистане объявлен Годом русского языка, а в Ашхабаде начнется строительство первого туркмено-российского университета и русского театра.

Руководитель Центра общественной дипломатии и анализа мировой политики, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Воробьев сказал «НГ», что визит Михаила Мишустина в Ашхабад свидетельствует о дальнейшем укреплении связей между Россией и Туркменистаном. После начала спецоперации в Украине и масштабного введения западных санкций против РФ внешнеполитический и внешнеэкономический ландшафт для России существенно изменился. В нем стал преобладать вектор на восток и юг. Туркменистан является одной из тех стран, с которым развития экономических связей выглядит сегодня особенно логично. Во-первых, это транзитный потенциал страны: через Туркменистан проходит маршруты с севера в Иран и Афганистан. Большие перспективы имеет газовое сотрудничество двух стран. Москва заявляла о готовности подключиться к строительству трубопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (TAPI). Также обсуждаются планы по транзиту российского газа на рынки Южной Азии с использованием газотранспортной системы Туркменистана. Кроме того, Туркменистан может выступить в качестве рынка сбыта для российских товаров и местом приложения усилий российских компаний по ведению бизнеса, реализации ряда инфраструктурных проектов и т.д. Очевидно, что туркменские власти также считают развитие комплексного экономического сотрудничества с Москвой выгодным и прилагают для этого усилия со своей стороны.

Напомним, что в июне прошлого года в ходе визита президента Сердара Бердымухамедова в Москву была подписана декларация об углублении партнерства Туркменистана и России. В сентябре Владимир Путин заявил, что российская сторона намерена диверсифицировать сотрудничество с туркменской в экономике, чтобы развивать взаимодействие не только в энергетике, но и в других сферах, в частности в сельском хозяйстве, текстильной промышленности, наращивать и поставки несырьевой продукции на рынок Туркменистана, отметив при этом особую роль энергетики в отношениях двух стран.

«Наметившееся сближение Туркменистана с Россией – есть не что иное, как реализация концепции Владимира Путина «по гарантиям суверенитета» своих ближайших партнеров и соседей», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков. Однако, несмотря на позитивную динамику, Ашхабад не торопится присоединиться к российским интеграционным проектам даже в качестве наблюдателя, указывая на свой нейтральный статус и равноудаленность от глобальных центров силы. Хотя на саммитах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) туркменская делегация стала частым гостем.

Впрочем, эксперты не исключают, что заинтересованность в РФ у Ашхабада вынужденная: финансовый кризис, снижение цен на энергоресурсы в 2019 году, а затем и пандемия (которой в стране не было) нанесли по туркменской экономике довольно ощутимый удар. Торговля газом с Китаем – основным покупателем – прибыли не приносит, поскольку Ашхабаду приходится возвращать китайские инфраструктурные кредиты. Поэтому предложение главы «Газпрома» Алексея Миллера «продолжить масштабные закупки туркменского газа на долговременной основе» пришлись как нельзя кстати (см. «НГ» от 30.08.22).

Напомним, что «Газпром» в 2019 году возобновил импорт туркменского газа, подписав пятилетний контракт, правда со скромным годовым объемом в 5,5 млрд куб. м. Однако уже в 2021 году поставки газа в РФ увеличились в два раза. Эксперты считают, что решение импортировать туркменский газ было связано с интересами обеспечения безопасности и блокирования возможности усиления позиций третьих стран в регионе Центральной Азии. Россия рассматривала туркменский газ как инструмент – в обмен на внешнеэкономические и внешнеполитические уступки со стороны Туркменистана. Возобновляя закупки туркменского газа, Россия рассчитывала на лояльность туркменского руководства в вопросах безопасности, что предполагало тесную координацию деятельности спецслужб, правоохранительных органов и постоянный обмен информацией. Сегодня Россия заинтересована в поставках своего газа в Азию, а путь туда лежит через Туркменистан.

Кроме того, Россия также заинтересована в нивелировании газового потенциала Туркменистана на европейских рынках (в идеале – в проведении согласованной газовой политики) и, конечно, направлении транзитного потенциала Туркменистана в дружественный и уже союзнический Иран, а также в Афганистан, куда все эти годы Туркменистан строил логистические переходы, включая железнодорожные – два в Иран и два в Афганистан. Сердар Айтаков считает, что эти обстоятельства как нельзя лучше могут быть использованы в российской политике «поворота на Восток» с выходом через Туркменистан на Иран к Персидскому заливу и Индийскому океану (см. «НГ» от 02.11.22). Другое дело – техническое состояние инфраструктуры. Ее надо будет довести до необходимого соответствия с ОАО «Российские железные дороги», ведь РЖД анонсировали начало широкомасштабного сотрудничества с Туркменистаном. 


Читайте также


В Мали зашаталась власть

В Мали зашаталась власть

Данила Моисеев

Критиковавшего военных главу правительства отправили в отставку, но не решились преследовать

0
641
Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Михаил Сергеев

Депутаты просят утвердить дорожную карту решения коммунальных проблем

0
757
Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
2893
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
4860

Другие новости