Виктор Медведчук был отправлен в Россию в обмен на украинских военнопленных. Фото Reuters
Четырех оппозиционных депутатов Верховной рады планируется лишить мандатов, причем глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия пообещал, что это решение нельзя будет обжаловать в суде. Президент Украины Владимир Зеленский ранее лишил гражданства четырех народных избранников, включая прежнего лидера оппозиции Виктора Медведчука, после чего они также потеряли право оставаться парламентариями.
На ближайшем заседании Верховная рада Украины лишит мандатов четырех депутатов от запрещенных партий, сообщил Давид Арахамия. «Это произойдет конституционным способом, то есть без шансов на обжалование в судах», – написал он в своем Telegram-канале. «Это и есть правильный путь очищения парламента… Мы всех помним и никому ничего не простим», – заявил Арахамия и заверил, что история обязательно будет иметь продолжение.
Как предположили в УНИАН (украинское издание, заблокированное в РФ Роскомнадзором), речь, очевидно, идет об известных народных избранниках – Андрее Деркаче, Тарасе Козаке, Ренате Кузьмине и Викторе Медведчуке, которых президент Владимир Зеленский накануне лишил украинского гражданства. Также в сопроводительной справке напоминалось, что 15 сентября Кассационный административный суд в составе Верховного суда отклонил апелляционную жалобу пророссийской политической партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (одним из ее лидеров ранее являлся Медведчук) на запрет ее деятельности. Активность ОПЗЖ, по оценке Службы безопасности Украины (СБУ), угрожала национальным интересам, безопасности, суверенитету и территориальной целостности страны.
Однако каким образом глава ведущей парламентской фракции планирует избежать последующего судебного обжалования решения о лишении депутатских мандатов?
Как считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, для придания процедуре законности группа депутатов Верховной рады может обратиться в Конституционный суд (КС) с просьбой уточнить – правомочны ли парламентарии представлять народ Украины в случае лишения гражданства? При этом другой сопутствующий и вполне резонный вопрос – о законности самого решения по лишению упомянутых лиц гражданства – КС обсудить не вправе, поскольку уполномочен рассматривать только поступившие конкретные запросы, говорит Ищенко. По его мнению, запущенная процедура лишения гражданства, когда упомянутое решение сначала принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), а затем утверждается президентским указом, представляется незаконной. Однако украинские власти пытаются ее легитимизировать посредством указанного механизма. Чтобы оспорить его, необходимо обратиться в КС, а этого пока никто не сделал, уточнил эксперт.
Как отметил «НГ» депутат Верховной рады V–VII созывов Спиридон Килинкаров, украинский Конституционный суд не рассматривает персональных обращений, а соответствующий депутатский запрос может принять в производство, лишь если он будет инициирован не менее чем 49 парламентариями. Теоретически возможно, что соберется группа из 49 депутатов и в результате КС вынесет правовую оценку обсуждаемого решения о лишении народных избранников гражданства. Причем если там признают его незаконным, то далее на заключение КС будут обязаны ориентироваться и суды других инстанций, констатировал Килинкаров. Впрочем, по его мнению, с учетом нынешнего расклада сил в Верховной раде рассчитывать на такой исход не стоит. По словам Килинкарова, лишая парламентариев гражданства своим указом, Зеленский занимается самоуправством, поскольку подобные решения, так же как и схема их принятия, явно противоречат Конституции.
Между тем, как отмечалось в материале экспертной общественной организации «Лаборатория законодательных инициатив», опубликованном в киевских СМИ 12 декабря 2022 года под названием «Военный парламентаризм: как парламентарии отработали в условиях общей угрозы», с началом военной спецоперации РФ представители различных комитетов ВР, а также экспертно-аналитических подразделений мобилизовались. В результате процессы согласования законопроектов значительно ускорились, а между депутатами в ходе пленарных заседаний сформировался устойчивый консенсус. При рассмотрении половины законопроектов, принятых в первом чтении, им потребовалось менее 41 секунды на документ. А при рассмотрении половины всех законопроектов, прошедших оба чтения в течение полугодового периода военных действий, законодатели затратили менее шести минут на документ. В «довоенный» период временные показатели были иными. В частности, каждый из половины законопроектов, принятых в первом чтении, рассматривался до 15 минут. Фактически за минувшее время депутаты «только то и делали, что нажимали кнопки – без скандалов, длительных выступлений с трибуны и драк, как раньше», резюмировали авторы отчета «Лаборатории законодательных инициатив». Хотя и допустили, что отмеченные количественные показатели не обязательно гарантируют качество принимаемых законов.
Примечательно, что только в середине декабря Верховная рада приняла ряд скандальных законов. Например, 13 декабря был одобрен резонансный проект о запрете судам смягчать наказания за отказ невыполнение приказов начальства и оставление поля боя. А на следующий день депутаты утвердили не принимавшийся прежде годами закон «О медиа», который, по словам главы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Ольги Герасимьюк, призван противодействовать российской пропаганде.
Причем тогда же, по информации украинских журналистов, без всякого обсуждения был утвержден также вызывавший ранее активные протесты представителей профессиональных сообществ законопроект по реформированию сферы градостроительной деятельности. После его принятия на сайте офиса президента Украины сразу появилась петиция с требованием заблокировать этот документ, под которой за день подписались более 25 тыс. человек.