Никол Пашинян и Ильхам Алиев придерживаются каждый своей позиции. Фото Reuters
В ночь на 13 сентября между Азербайджаном и Арменией едва не началась новая полномасштабная война. Азербайджанские войска обстреляли населенные пункты на юго-востоке Армении: курортный город Джермук, Сотк и Горис. Стрельба велась из артиллерийских орудий, крупнокалиберного оружия, применялись беспилотники. Были атакованы как военные объекты и позиции, так и гражданская инфраструктура.
Военные действия стали быстро разрастаться и охватили заметную часть армяно-азербайджанской границы. Неспокойно было и в Нагорном Карабахе. Азербайджанский политолог Шахин Рзаев по горячим следам выдвинул три версии происходящего. По его словам, это могла быть провокация со стороны армянских сил, о чем говорил официальный Баку. Это могло быть сделано для вовлечения в конфликт ОДКБ и расширения зоны действия российских миротворцев. Вторая версия – во время встреч в Брюсселе 31 августа премьер-министр Армении Никол Пашинян мог что-то пообещать президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, но впоследствии передумал выполнить обещание. И третья версия, по мнению Рзаева, могла заключаться в согласованном плане подготовки армянского общества к подписанию мирного договора с Азербайджаном.
Его армянский коллега Джонни Меликян считает, что причина азербайджанской агрессии могла быть в том, что Баку, раздраженный отсутствием прогресса в деблокации коммуникаций на своих условиях, попытался решить проблему силой. По его словам, ползучая оккупация Азербайджана, не получившая жесткой реакции мирового сообщества, создала у Баку представление о силовом решении всех вопросов, по которым не удается договориться за столом переговоров.
Между тем на столе переговоров два плана урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Западный вариант предусматривает фактический отказ Еревана от политической поддержки Нагорного Карабаха и заключение мирного договора с Азербайджаном, а впоследствии и с Турцией. Российский план урегулирования подразумевает заключение мирного договора между Баку и Ереваном при отложенном статусе Нагорного Карабаха. Естественно, это устраивает Армению, но этому категорически противится Азербайджан.
Сентябрьский конфликт, который удалось погасить вмешательством Москвы и Вашингтона, продемонстрировал также аморфное состояние ОДКБ. Армения так и не дождалась оперативной помощи от военного альянса, в котором состоит. ОДКБ, используя различные предлоги, дистанцировался от армяно-азербайджанского конфликта. Как впоследствии откровенно заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко: никто из членов ОДКБ не хочет портить отношения с Азербайджаном, поэтому Армении лучше напрямую договориться с ним и закончить многолетний конфликт.
Разочарованная Армения стала добиваться поддержки на Западе. Но, судя по всему, пока не особо преуспела – кроме различного рода заявлений и резолюций, другой помощи Ереван все еще не получил. С другой стороны, какие-то расплывчатые обещания оказать помощь Армении стали исходить от ОДКБ. Но полной ясности нет и в этом.
Таким образом, Армения и Азербайджан входят в 2023 год со все еще не урегулированными отношениями, со множеством двусторонних проблем, требующих решения. дд