Алма-Ата напоминала в январе осажденный город. Фото Reuters
Казахстан в нынешнем году столкнулся с большим количеством вызовов во внутренней политике. Социальные протесты января стали национальной трагедией и едва не обернулись государственным переворотом, предотвратить который удалось после обращения президента Касым-Жомарта Токаева в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эти события повлекли за собой отставку правительства, аресты, референдум и как итог – досрочные президентские выборы.
В Казахстане 2 января вспыхнули массовые протесты против повышения цен на газ в два раза. Протесты начались с Мангистауской области и быстро расширились по всем регионам республики. От социальных требований митингующие перешли к политическим: отставка правительства, лишение Нурсултана Назарбаева статуса елбасы, также звучал лозунг «Шал, кет!» («Старик, уходи!»). В Алма-Ате мирных протестующих сменили организованные погромщики – молодые люди от 20 до 30 лет, которые за пару дней бесчинств сожгли и разграбили южную столицу, по ходу расстреливая и мирных горожан. Всего тогда погибло 230 человек.
Токаев, дабы пресечь хаос, пошел на уступки, но остановить погромы не удалось. Полиция Алма-Аты и другие силовые структуры самоустранились от исполнения своих прямых обязанностей. Было очевидно, что мирные митинги преднамеренно перенаправлены в сторону хаотизации ситуации в стране. Токаеву пришлось обращаться за помощью к ОДКБ. Миротворческие войска взяли под контроль все стратегически важные объекты. Только после этого ситуацию удалось стабилизировать. «Конечной целью акций являлся насильственный захват власти. По закону такие действия расцениваются как акты терроризма», – сообщил в ходе расследования генеральный прокурор республики Берик Асылов. По его словам, по факту беспорядков в стране возбуждено более 3,7 тыс. уголовных дел, в том числе 46 – по актам терроризма.
Задержан практически весь руководящий состав Комитета национальной безопасности, кроме племянника первого президента Самата Абиша. Главный подозреваемый в случившемся – глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов. Его обвиняют по разным статьям Уголовного кодекса. Знал ли он о готовящихся событиях, но ничего не предпринял, или же принимал деятельное участие в их организации? Следствие еще не закончено. Вердикт не вынесен. Впрочем, казахстанское общество практически большинством назвало «семью Назарбаева» виновной в январских событиях.
Касым-Жомарт Токаев, воспользовавшись ситуацией, отстранил от управления государством старую назарбаевскую элиту, укрепил свое положение, сосредоточив в своих руках всю полноту власти, объявил о проведении реформ, изменил Конституцию, а свою легитимность подтвердил на состоявшихся 20 ноября досрочных президентских выборах. Однако предстоящие семь лет президентства Токаева легкими не будут. Под занавес года вышла из строя Экибастузская ТЭЦ. Без света, тепла и воды при морозе в минус 30 осталась большая часть жителей одноименного города.