Олег Шандарович заявил, что мероприятия Года исторической памяти поддержали в Следственном комитете. Фото с сайта www.sk.gov.by
В четверг в Белоруссии для всех учащихся 8–11-х классов проходил «единый день информирования» на тему: «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее». Это одно из мероприятий, посвященных подведению итогов Года исторической памяти, каковым объявлен 2022-й. Об этом же говорили на форуме в Следственном комитете (СК) страны. Историческая память, как она понимается сегодня белорусскими властями, находится в неразрешимом конфликте с оппозиционным ее пониманием – в этом году к нацистским приравнен лозунг «Жыве Беларусь». Резко расходится она и с польской – в стране частично уничтожили захоронения бойцов Армии Крайовой.
Для всех учащихся 8–11-х классов 22 сентября в Белоруссии проходил «единый день информирования» в рамках проекта «Школа активного гражданина» на тему: «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее». Таким образом в средней школе подводились итоги Года исторической памяти.
Объявляя о его начале, в январе Александр Лукашенко заявил, что необходимо уделить самое пристальное внимание вопросам так называемой исторической политики: «Впервые за годы своей независимости мы ставим эти два понятия – «история» и «политика» – рядом. До сих пор мы старались не политизировать историю. Выбранный белорусским народом политический курс страны был нацелен на сохранение добрых отношений прежде всего с нашими соседями». Но жизнь потребовала новых подходов, и президент подчеркнул: «Мы должны признать, что страницы отечественной истории превратились в информационное поле боя. И случилось это не сейчас. Сегодня историческая политика является для нас стратегией самосохранения в условиях глобального передела сфер влияния в мире. Это фактор национальной безопасности».
Поэтому не случайно активную роль во всех мероприятиях Года исторической памяти играли силовые структуры. И итоговый форум закономерно прошел в Следственном комитете. Заместитель председателя этой структуры Олег Шандарович заверил участников, что мероприятия года получили высокую оценку в СК и обязательно продолжатся в следующем году. «Следственный комитет активно участвовал в мероприятиях, проводимых под эгидой Года исторической памяти, в том числе привлекая политических и иных государственных деятелей. Кроме того, сотрудники ведомства регулярно облагораживают места памяти и скорби Великой Отечественной войны», – отметил Шандарович.
Облагораживали, впрочем, далеко не все подобные места. Так, в течение года на территории Белоруссии сровняли с землей несколько захоронений бойцов Армии крайовой – польского формирования, воевавшего как с немецкими войсками, так и с советскими.
МИД Польши отреагировал на эти события специальным заявлением, в котором говорилось: «Это напоминает самые мрачные страницы истории коммунизма, и, принимая во внимание предыдущие сообщения о разорении польских воинских кладбищ, нельзя воспринимать иначе как целенаправленную акцию с целью дальнейшего ухудшения отношений между Польшей и Беларусью».
Однако историческая память, как она понимается официальными белорусскими идеологами, свидетельствует о том, что Армия крайова, которая особо почитается в Польше, не достойна ни малейшего почтения. Ректор Академии управления при президенте Белоруссии Вячеслав Данилович так высказался об этом формировании на интернет-портале БелТА: «Главной целью Армии крайовой было восстановление границ Польши на сентябрь 1939 года. То есть априори Западная Беларусь должна была отойти к Польше. Мало того, фактически эти националистические идеи, которые преследовала Армия Крайова, в течение времени вылились в открытое противостояние. Были столкновения с белорусскими партизанами».
Эксперт уверен: «Говорить, что для белорусской государственности Армия крайова однозначно принесла негатив, мы вполне можем. Известны факты сотрудничества Армии крайовой с нацистскими оккупантами непосредственно в годы оккупации Беларуси. Эти факты имеются, и мы о них должны помнить и говорить».
Но разные трактовки исторической памяти проводят глубокие рубежи не только в отношениях с соседями, но и внутри самого белорусского общества. Так, в уходящем году МВД Белоруссии пополнило перечень нацистской символики и атрибутики, состоящий теперь из 52 пунктов. В него включено и, как считает ведомство «Коллаборационистское приветствие», «Жыве Беларусь». Между тем именно эта фраза является сегодня общераспространенным приветствием в оппозиционных белорусских кругах. И люди, его использующие, отнюдь не считают его нацистским. Его возникновение возводят к знаменитому белорусскому поэту Янке Купале. А именно как приветствие эту фразу использовали впервые делегаты проходившего в 1917 году в Минске I Всебелорусского съезда. Когда за использование этого лозунга в ходе протестов 2020 года демонстрантов стали привлекать к ответственности, эксперты Национальной Академии наук Белоруссии дали заключение: «В выражении «Жыве Беларусь» отражена сущность внутренней и внешней политики нашего государства». Но историческая память – вещь, похоже, весьма неоднозначная и избирательная. И как еще в начале года предупредил Александр Лукашенко, она не отделима от политики.