Большая часть белорусов остается в российском медийном пространстве. Фото с сайта www.sb.by
В конце года белорусские социологи попытались понять, что изменилось за последнее время в обществе. Их вывод неутешителен: граждане расколоты на группы, у каждой из которых своя идентичность. Главная борьба разворачивается между «белорусской» и «советской». Между тем политологи отмечают, что государственное устройство страны от авторитарного быстро дрейфует к тоталитаризму.
Год 2022-й завершается, и белорусские социологи пытаются разобраться, что произошло с настроениями людей, населяющими страну. Особенно это актуально для тех, кто ассоциирует себя с оппозицией. В данных, полученных в ходе опросов, они стремятся увидеть, сколько же сограждан разделяют их ценности.
Интернет-ресурс «Маланка. Медиа» публикует результаты социологического исследования «Белорусская национальная идентичность в 2022 году». Специалисты, его проводившие, приходят к выводу, что в обществе конкурируют два основных проекта идентичности – «белорусский национально-романтический и советский». «Видно, что в основе социального конфликта лежат две разные категории общества, которые видят Беларусь иначе. Сейчас страна не пробует балансировать между ними, а поддерживает один проект, пока второй бьет ногами. Получается, государство заботится лишь о небольшой группе людей и стремится уничтожить большую часть общества», – говорит автор исследования, социолог Филипп Биканов.
Исследователи разделили белорусов на пять групп: «сознательные» (14%), «советские» (29%), «формирующиеся» (39%), «равнодушные» (13%) и «русифицированные» (4%). Характеристики давались, исходя из базового критерия – наличия национального самосознания. Соответственно к «сознательным» были отнесены те, у кого оно проявляется наиболее отчетливо.
Социологи отмечают, что протесты 2020 года заметно повлияли на самосознание белорусов. Мнение о том, что белорусы – это отдельный народ, за истекший период стало значительно популярнее. Однако при этом отмечается рост поляризации общества. Отдельные группы живут буквально в разных мирах. «Когда говорим про идентичность, мы видим связь идентичности и социального конфликта с медиапотреблением. Аудитория независимых СМИ – это «сознательные». Аудитория государственных медиа – «советские», «равнодушные» и «русифицированные». То есть большая часть белорусов находится в российском медийном пространстве или в белорусском пропагандистском», – признает Биканов.
Социолог отмечает, что, с одной стороны, «сознательным» присущ космополитизм, поскольку многие из них считают себя жителями мира и Европы, однако при этом четко обозначают себя как белорусов. У «равнодушных» проявляется в наибольшей степени региональное отождествление с конкретной местностью, где они проживают. «Советские» считают себя просто жителями Белоруссии. Представители «русифицированной» категории вообще не считают себя белорусами.
Практически одновременно было опубликовано исследование социологов Центра новых идей, которое было посвящено изучению степени травматизации протестно настроенной части общества. При этом опрос охватывал тех сторонников оппозиции, которые остались в стране. Социолог Геннадий Коршунов утверждает, что в состоянии травматического опыта находится почти вся протестно настроенная часть населения. 30% пережили насилие сами либо оно затронуло членов семьи. Около 50% были свидетелями насилия в отношении других участников протестных действий. Остальные узнали о подобных фактах от самих жертв.
И тем не менее события 2020 года воспринимаются респондентами позитивно. Среди реакций упоминаются: «гордость за народ и восхищение героями», «душевный подъем», «надежда и оптимизм». А в отношении к силовикам: «злость», «жажда справедливости» и «отвращение».
При этом, говоря об актуальной ситуации, 70% респондентов отмечают постоянный стресс и опасения за свою безопасность. И самое печальное – это отсутствие у них видения будущего.
«Будущего не видно даже на уровне повседневности, почти 30% не планируют даже на завтра. Горизонт планирования у людей сужен до «здесь и сейчас», будущего нет. Спасает романтизация прошлого, люди сейчас находят опору в том, что было. Большинство не согласны, что революция потерпела поражение, и считают, что именно 2020 год оказал наибольшее воздействие на белорусов как нацию. В прошлом – опора, настоящее амбивалентно и стрессово, будущего нет. Для эффективного преодоления коллективной травматизации необходимо объединение прошлого, героического и вызывающего чувство гордости с амбивалентным настоящим, а также с неопределенным будущим – смыслы и стратегии, которые дадут понимание, куда мы идем», – резюмирует автор исследования.
Между тем политолог Артем Шрайбман, опубликовавший на сайте Декоdер свое исследование «Возрождение тоталитаризма в одной отдельно взятой европейской стране», явно не добавил оппозиционно настроенным белорусам оптимизма.
Эксперт утверждает: «На глазах у всего мира, но без какого-либо его внимания режим Александра Лукашенко перестает быть авторитарным, обретая черты тоталитаризма советского типа. Долгий путь от автократии к тоталитаризму начинается с первых шагов, и Лукашенко их сделал. Во-первых, придав репрессиям совершенно другой размах. После 2020 года они проникли во все сферы жизни, стали обязанностью некоторых ведомств. Другая примета времени – пропагандисты, которые могут закрыть книжный магазин или выставку, отменить концерт и указать, кого арестовать».
Политолог констатирует: «Движение в сторону тоталитаризма – органичное для Лукашенко, его режим – порождение советской системы, и в момент кризиса он возвращается к своему политическому ДНК. Пока нет причин думать, что этот откат остановится».