Валерий Залужный выступил за ужесточение наказания дезертирам. Фото Reuters
От встречи российского и белорусского президентов в Минске украинские аналитики рассчитывали получить ответ на вопрос о возможности нового наступления РФ на белорусском направлении. В итоге им пришлось довольствоваться предположениями о том, что наступление либо состоится, либо нет. Российские коллеги сочли подобный результат оправданным, так как неизвестность еще более осложняет и без того непростую ситуацию для ВСУ. Свидетельством чему также стало принятие Верховной радой закона об ужесточении ответственности военных, в том числе за дезертирство.
На совместной пресс-конференции по итогам визита российской делегации в Минск президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко затронули многие важные для обеих стран темы.
От активизации взаимодействия в экономической и военной сферах (в связи с чем белорусский лидер сообщил о постановке на боевое дежурство зенитного комплекса С-400 и оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», а глава российского государства упомянул об обучении белорусских летчиков использованию «боеприпасов со специальными боеголовками») до завершения чемпионата мира по футболу в Катаре. Однако главный вопрос – о возможности повторного наступления на Киев с белорусского направления, о котором много говорилось в последние дни в экспертном сообществе – они так и не прояснили.
Напомним, в преддверии этой встречи командующий Объединенными силами ВСУ генерал-лейтенант Сергей Наев допустил, что стороны обсудят более широкое участие белорусских сил в украинском военном конфликте. Причем, указал он, эти переговоры пройдут после встречи российского лидера с военным командованием 17 декабря, где, очевидно, рассматривались ближние и среднесрочные цели военной спецоперации РФ.
На данное обстоятельство сослались и аналитики американского Института изучения войны (ISW), трактовавшие минский визит как попытку создать информационные условия для нового этапа военной операции. Но как подчеркнули авторы отчета ISW по завершении упомянутой встречи, ее участники воздержались от публичного обсуждения дальнейшего развития боевых действий. Хотя скорее всего Александр Лукашенко отказался от непосредственного присоединения к ним Белоруссии, определили аналитики ISW.
Аналогичный вывод озвучил во вторник в ходе телемарафона и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. Несмотря на давление российского президента, добивавшегося непосредственного подключения белорусской стороны к конфликту, большого желания участвовать в нем не обнаружилось ни у главы белорусского государства, ни у населения, сказал Данилов. И добавил: «Но россияне сейчас будут делать все возможное и невозможное, чтобы заставить Лукашенко принимать в этом участие. Какое решение будет принято, мы увидим в ближайшее время».
Тогда как уже упоминавшийся командующий Объединенными силами ВСУ Сергей Наев в своем видеообращении, распространенном во вторник в социальной сети, констатировал, что уровень военной угрозы со стороны Белоруссии растет. По его мнению, об этом свидетельствуют в том числе проведенные на белорусской территории тренировки российских самолетов-носителей баллистических ракет воздушного базирования «Кинжал». Такие тренировки помогают уточнить цели на территории Украины для будущих российских ударов. «Но соответственно мы принимаем все меры для того, чтобы снизить этот уровень угрозы», – заверил Наев.
На таком фоне киевские аналитики уже заспорили о вероятных сроках последующего российского наступления. Как напомнил в опубликованном в тот же день интервью украинский военный эксперт Владислав Селезнев, на днях о вероятности атак РФ на киевском направлении в феврале заявил главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Однако, чтобы подобная атака оказалась эффективной, российской стороне требуется до 50 тыс. хорошо подготовленных военных, также оснащенных необходимой техникой и боеприпасами. Что обеспечило бы для них возможность действовать не три дня, как это планировалось на начало спецоперации РФ, а по меньшей мере в течение трех-четырех недель активных боевых действий. Причем если бы россияне сумели в сжатые сроки подготовить ударную группировку, то смогли бы выступить уже во второй половине января. Но они действуют очень плохо, а потому можно спрогнозировать начало их наступления на март, резюмировал Селезнев.
Однако кто все-таки прав: аналитики, утверждавшие, что открытие «второго белорусского фронта» не предвидится, или те их коллеги, которые информировали о приближении наступления РФ на данном направлении?
Как заметил «НГ» главный редактор портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко, очевидно, и в Киеве, и в Вашингтоне сидят очень профессиональные аналитики, так как они сумели попасть точно в цель, когда заявили, что новое российское наступление на белорусском направлении либо состоится, либо нет. Впрочем, в действительности о соответствующих планах на сегодня знает лишь Верховный главнокомандующий РФ, а также министр обороны, начальник Генштаба и командующий Объединенной группировкой российских войск да, возможно, их адъютанты. И это правильно. «Война не любит публичности. Здесь люди гибнут, а не блогеры лайки теряют. И чем больше мы молчим, тем более эффективной будет реальная операция ВС РФ», – пояснил Дрозденко. При этом, отметил он, на сегодня общая украинская ситуация тоже усложняется. Так, к потерям ВСУ добавляется истощение экономических ресурсов, вследствие продолжающихся методичных ударов РФ. А чем хуже становятся дела в экономике, тем сложнее действовать и армии. В том числе потому, что останавливаются заводы и это затрудняет ремонт военной техники. Тогда как разрушение энергетической инфраструктуры делает проблематичной доставку вооружения наиболее эффективным железнодорожным транспортом. И одновременно нарастает беспокойство западных поставщиков и финансистов, понимающих, что их затраты могут оказаться напрасными и вложенные деньги они рискуют не вернуть. Подобные настроения неизбежно сказываются и на настрое в украинских подразделениях. Тем более что обстановка на фронте складывается весьма сложная. И чем дальше, тем сложнее она будет становиться, также усиливая общую обеспокоенность, предупредил главред портала «Арсенал Отечества».
Одним из свидетельств возросших тревожных настроений, по мнению эксперта, можно признать и принятый на днях Верховной радой Украины закон об ужесточении ответственности военных, в том числе за неподчинение командирам и дезертирство.
Примечательно, что в поддержку этого закона также высказался во вторник главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Как он подчеркнул в своем видеообращении, его мнение отражает позицию командиров группировок и военных частей, которые требовали системного решения подобных чувствительных вопросов. «Армия держится на дисциплине. И если пробелы в законодательстве не обеспечивают ее соблюдения, а «отказники» могут заплатить штраф, размер которого составляет до 10% боевых выплат, или получить наказание с испытанием, это несправедливо. Более того, и это ключевое, оголенные участки фронта вынуждены закрывать собой другие военнослужащие, что приводит к увеличению потерь личного состава, территорий и мирных людей на них», – аргументировал Залужный. Он признал наличие проблем, в частности, связанных с самовольным оставлением позиций бойцами. А также отметил, что нововведение не приведет к усилению безнаказанности командиров. Поскольку командиры также несут юридическую ответственность за свои действия или бездействие, заключил главком ВСУ и призвал президента Владимира Заленского подписать данный закон.
Отметим, одобренным 13 декабря Верховной радой скандальным законопроектом 8271, в частности, запрещается судам назначать более мягкое наказание за ряд военных преступлений. В их числе упоминалось насилие в отношении начальника, дезертирство, самовольное оставление поля боя и т.п.