Теперь белорусы выбирают – продукты стали дешевле. Фото с сайта www.sb.by
Национальный статистический комитет сообщил, что в ноябре по сравнению с октябрем цены в Белоруссии снизились на 1,1%. Уже второй месяц подряд цены в стране падают. В начале октября Александр Лукашенко в жесткой форме потребовал не допускать их повышения. И окрик сработал. Однако эксперты считают, что командный метод управления экономикой чреват весьма негативными последствиями.
Согласно данным, обнародованным Национальным статистическим комитетом, в ноябре по сравнению с октябрем цены в Белоруссии снизились на 1,1%. Второй месяц подряд наблюдается снижение на самые разные товары и услуги. Заметно опустились цены на непродовольственные товары – 2,2%. Например, на косметику, парфюмерию, мебель и телевизоры. Подешевели, хотя и незначительно, также продукты (0,6%). Здесь, правда, наблюдается дисбаланс – цены на крупы, рыбу и макароны снизились, а вот на овощи, напротив, возросли на 17%. В наименьшей степени снижение затронуло сферу услуг. В ней оно составило всего 0,4%. Впрочем, в таких секторах, как железнодорожный и воздушный транспорт, цены даже выросли.
Показатели последних месяцев тем не менее не компенсировали потерь, понесенных в предыдущие. По году картина такая: цены на непродовольственные товары выросли на 14,5%, на продовольственные – на 14,4%, а на услуги – на 9,8%.
Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) отмечают и позитивные вроде бы тенденции. В новом недельном обзоре, подготовленном аналитиками этой структуры, сообщается: «Инфляция в Беларуси в ноябре замедлилась до 13,3% г/г – с 15,2% г/г в октябре. В динамике потребительских цен продолжили проявляться эффекты введения новой системы ценового регулирования. Слабый внутренний спрос выступил дополнительным дезинфляционным фактором. Проинфляционное влияние валютного курса заметно снизилось в связи с коррекционным укреплением белорусского рубля к российскому».
Эксперты отмечают: «В целом эффект ужесточения ценового регулирования на инфляцию оказался более значительным в сравнении с первоначальными ожиданиями. В связи с этим годовой рост цен скорее всего продолжит замедляться в ближайшие месяцы. Вместе с тем увеличивается риск отложенного роста цен в будущем».
Напомним, что большинство этих показателей, похоже, результат команды, прозвучавшей из уст Александра Лукашенко как раз два месяца назад. В начале октября он грозно приказал: «С 6-го числа запрещается всякий рост цен. За-пре-ща-ет-ся! С сегодняшнего дня. Не с завтрашнего дня, а с сегодняшнего. Чтобы за сутки не накрутили цены. Поэтому с сегодняшнего дня рост цен запрещается. И не дай бог кто-то по бухгалтерии проведет задним числом что-то, какие-то расчеты, перерасчеты».
Президент тогда так объяснил свое волевое решение: «Потому что цены после всплеска ошалевшего, о чем говорил премьер, еще выросли на столько же. И цены сегодня запредельные. Они уперлись в потолок. Дальше цены повышать нигде нельзя. Нет необходимости. Но бывают исключения. И эти исключения под контролем министра и губернаторов. Все».
Но этим Александр Лукашенко не ограничился. Он предупредил: «Не дай бог, какой-то магазин уйдет или он будет закрыт, какая-то контора, забегаловка и прочие. Не дай бог, они уйдут с рынка. Вы за это ответите».
Впрочем, экономисты предрекают, что краткосрочный эффект от командных мер чреват провалом в будущем. Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук так прокомментировал обнародованные цифры на интернет-портале «Салидарнасць»: «Дело в том, что ни ЕАБР (Евразийский банк развития. – «НГ»), ни белорусское руководство – никто не знает, какова в Беларуси инфляция, потому что сбиты базовые мотивы и индикаторы по сбору информации. У нас инфляция давно перешла в разряд цифры в бюллетене: какая разница, сколько там людей проголосовали, нам нужно показать тренд на снижение. Поняли? Вот и показывайте. И показывают, а какие там конкретно цифры, никого не трогает». Эксперт уверен: «Когда все заинтересованы в очковтирательстве – вот вам, получите и распишитесь, тренд на снижение. Ну, а ЕАБР реагирует уже на те формальные, идеологизированные цифры, которые дают белорусские власти. И на этом основании говорят о снижении инфляции, чуть ли не дефляции.
Аналитик отмечает парадоксальность данных: «Когда мы видим снижение экономики, а рост наличных денег – на 40% в годовом выражении, это не может не вызывать инфляцию. Но в Беларуси все возможно. Как в Советском Союзе, где был курс доллара 64 копейки, потому что это было выгодно высшему партийному руководству. То же происходит у нас: и вы, мол, говорите, что у вас хорошие, стабильные цены, зарплата в 700 долл., как хотят рисовать белорусские власти – на бумаге все у нас хорошо, благосостояние растет и давным-давно кризиса нет». Эксперт считает, что и итог подобных мер будет аналогичен советскому примеру. Романчук напоминает: «Чем дольше будут зажимать цены в режиме военного коммунизма, тем больнее будет слияние реальной экономики с тем искусственным монстром, которого создают чиновники».