На фото начальник ГУР Минобороны Украины Кирилл Буданов. Фото Reuters
В последнее время в Киеве все активнее обсуждают возможность вовлечения Минска в СВО РФ и предупреждают, что белорусская сторона проиграет от такого поворота событий. Заинтересованные стороны маневрируют вокруг данного вопроса и пытаются друг друга запугать. При определенных условиях попытки запугивания могут привести к реальным действиям, заметил «НГ» первый зампред комитета Госдумы РФ по делам СНГ Константин Затулин.
В декабре в Киеве все чаще стали возвращаться к теме возможного подключения Белоруссии к СВО РФ. В этом смысле оказалось симптоматичным заявление начальника Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Кирилла Буданова, который в ходе телемарафона 6 декабря уверил, что белорусская сторона не станет атаковать украинскую.
«Все, что творится у нас в медиапространстве, связанное с тематикой Беларуси, – это эхо российской информационной специальной операции. Главная цель – это посеять панику среди общества и оттянуть наши силы и средства от реальных боевых действий на передовой», – сказал Буданов. И также уточнил, что сейчас российские военные направляют в Республику Беларусь средства, предназначенные для обороны, а не для наступления.
Тем не менее к распространению панических настроений уже на следующий день также подключился Генштаб ВСУ. Как сообщили 7 декабря киевские СМИ, на фоне появившейся информации о возможном начале вторжения белорусских подразделений на украинскую территорию, которую уже оспорил глава ГУР МО Кирилл Буданов, в Генштабе ВСУ, в свою очередь, заверили, что на самом деле в тамошней армии растет недовольство президентом Александром Лукашенко, способным, по мнению белорусских военных, вовлечь их в военные действия против Украины. При этом в Генштабе подчеркнули, что признаков формирования наступательных группировок на северной границе пока не наблюдается. В соседней республике проходят военные учения, однако они производятся в рамках подготовки подразделений российских военных. К слову, как напомнили авторы сообщения, о том, что общая численность российских военных в Белоруссии достигает девяти тысяч, еще в конце ноября рассказал заместитель начальника ГУР Вадим Скибицкий. Правда, он тогда допустил, что упомянутые силы могут быть использованы для вторжения с белорусской территории или для переброски на другие направления фронта, например на Харьковское.
Следует отметить, что Вадим Скибицкий является заместителем выше упомянутого Кирилла Буданова. Также примечательно, что 24 ноября и замначальника Генштаба Украины Алексей Громов заявил: мол, теоретически 15 тысяч белорусских военнослужащих совместно с 9 тысячами российских военнослужащих, дислоцированных в Белоруссии, могут принять участие в военном конфликте с Украиной.
На таком фоне уже неудивительно, что и американский Институт изучения войны (ISW) вновь решил начать текущую неделю с обсуждения темы возможного вовлечения белоруской стороны в боевые действия. Как подчеркнули аналитики ISW, если президент Белоруссии Александр Лукашенко направит военные подразделения на украинскую территорию, то таким образом он лишит себя поддержки силовых структур, на которые опирался в период протестов в стране в 2020 году. Что скорее всего сделает Лукашенко открытым перед угрозой новых беспорядков. К тому же, вероятно, он осознает, что указанное «вторжение подорвет его авторитет как лидера суверенной страны, поскольку станет очевидно, что усилия России по установлению полного контроля над Беларусью увенчались успехом», – отмечалось в отчете. Хотя даже если это произойдет, добавили его авторы, белорусские ВС все равно останутся небольшой силой, неспособной добиться сколько-нибудь существенного оперативного успеха.
Более вероятно все же, что Минск ограничится продолжением помощи Москве, в том числе в виде передачи материалов, недоступных для России из-за санкций, или дальнейшего предоставления своей территории и воздушного пространства для использования армией РФ. В то же время в результате передачи Минском для российских военных 122 танка Т-72А предположительно под видом отправки их для модернизации в РФ рискует снизиться и материальная способность белорусских подразделений вести собственные обычные военные операции, предупредили аналитики Института исследования войны. И заключили, что Россия сегодня проводит активные информкампании, призванные убедить в вероятности присоединения белорусских военных к российским формированиям, чтобы отвлечь ВСУ от других участков фронта.
Любопытно, что еще 4 декабря в очередном отчете ISW затронутая тема подавалась в ином ракурсе. Как тогда утверждалось, что, хотя во время встреч с белорусским коллегой, а также президентом Лукашенко министр обороны РФ Сергей Шойгу пытался надавить на Минск, чтобы вынудить его подключиться к российской наступательной кампании, белорусская сторона вряд ли сделает это в силу внутренних причин.
Однако чем все же обусловлена подобная активизация информационных сообщений на заданную белорусскую тему, которые при всей своей противоречивости, призваны поддержать интерес к обсуждаемой проблематике? И действительно ли в Киеве опасаются каких-то сюрпризов с белорусской стороны или же продолжают озвучивать все новые предупреждения для нее лишь в качестве превентивной меры?
Как заявил «НГ» первый зампред комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, в Киеве не могут не опасаться по крайней мере того, что с территории Белоруссии может быть осуществлено наступление на украинскую территорию. Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться – Киев совсем недалеко. Кроме того, если бы сама Белоруссия или российские подразделения с ее территории осуществят наступление, то легко могут быть перерезаны коммуникации для поставок на линию фронта западного вооружения, потоком идущего через польско-украинскую границу. «Также, конечно, не прошло незамеченным и начало военной спецоперации РФ, когда российские войска зашли из Белоруссии, но затем их продвижение по украинской территории забуксовало, и далее после переговоров 29 марта в Стамбуле было объявлено, что исходя из доброй воли российская сторона решила отозвать свои формирования с данного направления. Не знаю, насколько такое решение диктовалось доброй волей или вынужденной необходимостью, но, видимо, тогда не все было спланировано достаточно продуманно, чтобы военные РФ смогли добиться полномасштабного успеха», – определил Затулин.
Так или иначе, продолжил он, теперь в Киеве боятся повторения. И в этой связи обратили внимание и на объявленное в октябре решение о создании Объединенной группировки РФ и Белоруссии, в чем тоже увидели для себя угрозу. Как известно, Киев вложил немало сил и средств в укрепление границы на данном направлении. При этом позиция самого Минска предопределена как внутренними, так и внешнеполитическими причинами – Республика Беларусь не может не выступать союзником России.
С другой стороны, в силу целого ряда причин также нет уверенности, что белорусские власти реально планируют прямое участие в военной операции. Очевидно, сегодня все заинтересованные стороны, включая западных представителей, маневрируют вокруг данного вопроса. Причем все понимают, что прямое вовлечение Белоруссии в военную спецоперацию подразумевало бы начало нового этапа, и к такой возможности готовятся. Вовлечение Минска представляется вполне мотивированным. Ведь как бы ни пытались заверить белорусских руководителей, что, если они воздержатся от участия в операции РФ, отношение к ним улучшится, понятно, никакая амнистия не предполагается. Тогда как Киев все более ужесточает свою риторику и украинские военные уже стремятся наносить удары в глубь России, а глава СНБО Украины Алексей Данилов даже собирается атаковать всю территорию РФ до Владивостока. Каждая сторона пытается напугать другую. И в какой-то момент подобные попытки напугать могут перерасти в реальные действия, сделал вывод парламентарий.
В обрисованный им контекст вполне вписываются также регулярно появляющиеся в украинских СМИ сообщения о том, например, что на президента Белоруссии (которого киевские журналисты обычно именуют «непризнанным президентом» или «белорусским диктатором»), готовится покушение с тем, чтобы все-таки втянуть белорусскую сторону в военный конфликт. Причем указанный сценарий от аналитиков Института Роберта Лансинга сопровождался намеками на то, что и скоропостижная кончина главы МИД Беларуси Владимира Макея отнюдь не была случайной. Тогда как в понедельник появилась новая информация украинского Центра национального сопротивления о том, что на белорусских предприятиях собирают деньги якобы для своих военных, но на самом деле их направят на закупку амуниции для российской армии.
По отношению к Белоруссии, прокомментировал Константин Затулин, украинская сторона одновременно старается играть доброго и злого следователя. С одной стороны, в Киеве говорят, что у него нет никаких проблем с Минском, но с другой – называют президента Лукашенко врагом и диктатором. При этом, хотя руководство Киева в своих действиях не знает меры, оно чутко улавливает сигналы от западных партнеров. Самостоятельности у украинских властей нет, они и в отношении Белоруссии руководствуются решениями Запада, заметил первый зампред думского комитета
Напомним, сам Александр Лукашенко еще в начале декабря заявил журналистам, что все силовые ведомства в Минске отмечают рост количества провокаций вблизи государственной границы. Скорее всего Украина под любым предлогом попытается втянуть войска государств – членов НАТО в конфликт, уточнил президент. По его словам, это подтверждалось и недавним инцидентом с падением украинской ракеты на территорию Польши.