Андрей Ермак упрекнул миссию Красного Креста в пассивности относительно украинских военнопленных. Фото с сайта www.president.gov.ua
Глава офиса президента Украины Андрей Ермак выразил недовольство президенту Международного комитета Красного Креста (МККК) Мирьяне Сполярич-Эггер из-за пассивности организации в деле защиты прав украинских военнопленных в РФ, а также из-за неучастия представителей Красного Креста в их обмене. В то же время омбудсмен Верховной рады Украины Дмитрий Лубинец допустил вероятность включения священнослужителей УПЦ МП в Фонд обмена пленными. Но бывший посол ЛНР в РФ Родион Мирошник счел такой поворот крайне опасным, поскольку он спровоцировал бы новую волну политических арестов в Киеве.
Прибывшая в Киев 8 декабря с четырехдневным визитом во главе делегации Международного комитета Красного Креста Мирьяна Сполярич-Эггер также встретилась с руководителем офиса президента Украины Андреем Ермаком. В ходе встречи тот выразил непонимание пассивности организации в вопросе обеспечения прав пленных украинцев. Как уточнялось в сообщении ведомства, также в дискуссии участвовала военный медик Марьяна Мамонова, освобожденная в сентябре из российского плена. По словам Мамоновой, поскольку она была беременной, а также медиком и офицером, то рассчитывала, что Красный Крест поспособствует ее обмену в приоритетном порядке. Однако этого не произошло. Наряду с прочим представители Киева отметили, что сотрудники МККК посещают лишь незначительное число украинских пленных, которые содержатся в неудовлетворительных условиях при ограниченном доступе к медпомощи. В этой связи Андрей Ермак выразил надежду, что в работе Красного Креста под руководством Сполярич-Эггер произойдут качественные изменения и, в частности, организация сделает все возможное, чтобы получить доступ к местам содержания украинских пленных.
Примечательно, что на днях в МККК сообщили о двух состоявшихся ранее посещениях украинских военнопленных. В рамках этих поездок представители Красного Креста привезли для пленных книги, предметы личной гигиены, одеяла и теплую одежду. А также смогли передать короткие сообщения от пленных их родственникам. «Эти визиты являются важным шагом вперед для сохранения человечества в условиях жестокости международного вооруженного конфликта. У нас есть возможность проверить, как обращаются с военнопленными, и убедиться, что их семьи получают обновленную информацию. Ожидаю, что эти посещения приведут к тому, что доступ ко всем военнопленным станет более регулярным», – указала Мирьяна Сполярич-Эггер. Об организации упомянутых посещений также рассказала журналистам уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
Одновременно за последние дни было произведено два обмена военнопленными. 1 декабря в Министерстве обороны России сообщили, что из украинского плена в результате переговоров были возвращены 50 российских военных. А 6 декабря в День Вооруженных сил Украины в Киеве рассказали о возвращении из плена в РФ еще 60 украинских военнослужащих. В их числе – 58 мужчин и 2 женщины, а также 15 офицеров и 45 рядовых и сержантов.
Тогда как всего, по оценке украинской стороны, на конец сентября в российском плену насчитывалось около 2,5 тыс. украинских военнослужащих. И из них, как сообщил на днях президент Украины Владимир Зеленский, уже удалось вернуть 1331 человека. То есть, если исходить из украинских данных, получалось, что вернулась уже почти половина пленных. Впрочем, приведенные показатели вызывали сомнения хотя бы потому, что в конце лета тогдашний посол Луганской народной республики в РФ Родион Мирошник упоминал в комментарии для «НГ» о наличии около 8 тыс. украинских военнопленных.
Но так или иначе,общий фон явно не соответствовал продемонстрированному Киевом обострению риторики в адрес МККК. А потому вполне уместным представлялся вопрос о том, чем было обусловлено подобное «повышение градуса».
Как пояснил «НГ» бывший посол ЛНР в РФ Родион Мирошник, очевидно, западные кураторы объяснили Киеву, что различные международные организации не должны оставаться «над схваткой», а обязаны находиться на баррикадах с украинской стороны. А самих представителей международных структур, похоже, заверили, что их главная задача – отстаивать интересы Украины и выполнять любые ее пожелания. «Отсюда и откровенно потребительская циничная тональность в заявлениях того же Ермака при общении с представителями Красного Креста. Похожая ситуация ранее наблюдалась и в отношении ОБСЕ – с многочисленными касавшимися данной организации скандалами. Причем звучащие сегодня из Киева фактические окрики в адрес МККК позволяют предположить, что и эту структуру могут захотеть использовать также с целью выполнения определенных военных задач, которые, конечно, никак не предусматриваются ее уставом», – отметил Мирошник. При этом, комментируя обозначенную в Киеве численность украинских военных, сдавшихся в плен военным РФ, он подчеркнул, что на практике она, оказывается, в разы выше. Расхождение же, видимо, обуславливалось тем, что руководство Украины намеренно занижает количество своих военнопленных. К тому же его интересуют отнюдь не все украинские граждане, оказавшиеся в плену. Например, в Киеве явно отдают приоритет представителям нацбатов, которые имеют сильные рачаги давления во внутриполитической повестке. А вот служащих из территориальных батальонов, скажем, там готовы списать, полагает эксперт.
Кстати, неожиданный вариант расширения «обменного фонда», используемого в ходе обменов военнопленными, в интервью Радио «Свобода» обозначил уполномоченный Верховной рады по правам человека Дмитрий Лубинец. Он допустил возможность обмена представителей Украинской православной церкви Московского патриархата на пленных военнослужащих ВСУ. По определению омбудсмена, в Киеве готовы рассматривать любые варианты с участием граждан РФ, которые интересуют российскую власть, ради возвращения военных Украины. Хотя Женевская конвенция запрещает обмен гражданских лиц. А потому важно найти надлежащие юридические обоснования, сказал Лубинец и вновь подтвердил готовность украинских властей к такому повороту.
Тогда как Родион Мирошник назвал подобный поворот событий противозаконным и крайне опасным, притом, что и Конституцией Украины запрещается выдача ее граждан другим странам. Но видимо, украинские власти готовы многократно нарушать собственные законы. И мало того, что они незаконно задержали упомянутых священнослужителей, обвинив их в коллаборационизме и шпионаже из-за найденных книжек на русском языке, так теперь еще предлагают обменивать их на украинских военных. Но если пойти по этому пути, то следом начнется новая волна задержаний еще оставшихся политических оппонентов Киева и всех нежелательных лиц с целью последующего их обмена на тех же служащих нацбатов, резюмировал бывший посол ЛНР в РФ.
Напомним, Служба безопасности Украины с ноября проводит обыски и задержания в культовых сооружениях на территориях монастырей и епархий УПЦ МП, которые именуются киевскими журналистами «контрразведывательными мероприятиями» Только в первые дни было проверено более 350 церковных сооружений и 850 человек. А 30 ноября, к примеру, извещалось об обысках в Кирилло-Мефодиевском женском монастыре Мукачевской епархии УПЦ Московского патриархата. Поскольку этих священников обвиняют в антигосударственной деятельности, то преследования в отношении них не считают гонениями. Причем сами они отрицают свою связь с Московским патриархатом, представляясь служителями Украинской православной церкви.