Нобелевскую премию за Алеся Беляцкого получила его жена Наталья Пинчук (слева). Фото Reuters
Алесь Беляцкий, лауреат Нобелевской премии, не был выпущен из белорусской тюрьмы для участия в церемонии ее вручения, проходившей в Осло. Вместо правозащитника выступила его жена, зачитавшая слова Беляцкого, переданные из заключения. С трибуны прозвучали обвинения белорусских силовиков в репрессиях и пытках. Между тем стало известно, что Чехия рассмотрит предложение о признании КГБ и ГУБОПиК Белоруссии террористическими организациями.
В столице Норвегии Осло состоялась церемония вручения Нобелевской премии мира. Среди лауреатов – белорусский правозащитник и основатель центра «Весна» Алесь Беляцкий. Однако награду получила его жена Наталья Пинчук. Сам лауреат уже 17 месяцев содержится в СИЗО.
Беляцкий стал известен в 1980-х как активный участник движения за возрождение белорусского языка и культуры. В 1996-м он создал правозащитный центр «Весна». Беляцкий давно пользуется немалым авторитетом на международном уровне. В течение девяти лет он был вице-президентом одной из ведущих мировых правозащитных организаций – Международной федерации прав человека. В июле 2021 года Беляцкий был задержан по подозрению в контрабанде и финансировании протестов. До последнего момента у его соратников была надежда, что власть может пойти навстречу и выпустить правозащитника из заключения хотя бы для получения премии.
Накануне ее вручения правозащитник Владимир Хильманович рассказал белорусской редакции Радио «Свобода» о том, как эти ожидания не оправдались.
«Когда премию получала Аун Сан Су Чжи из Мьянмы, ее по крайней мере посадили под домашний арест. Была надежда, что так будет и с Алесем. Переговоры между представителями власти и представителями различных международных организаций, безусловно, были. У нас есть информация, что апостольский нунций беседовал с Владимиром Макеем на эту тему. Речь шла о смягчении режима и возможности выступления. Но, судя по всему, каких-то конструктивных и приемлемых решений достигнуто не было», – сообщил Хильманович.
Непосредственно перед награждением председатель норвежского Нобелевского комитета Берит Рейсс-Андерсен рассказала присутствующим на церемонии о заслугах лауреата: «Белорусские власти годами пытались сделать так, чтобы он замолчал. Более 20 лет «Весна» документировала репрессии в отношении активистов и политических оппонентов белорусского режима. Сегодня мы мысленно со всеми узниками совести Беларуси и с Алесем Беляцким. Алесь, ты не один, мы вместе с тобой!»
Наталья Пинчук, супруга лауреата, выразила благодарность норвежскому Нобелевскому комитету и, в свою очередь, заявила: «Не только Алесь в тюрьме – тысячи белорусов, десятки тысяч репрессированных, заключенных за свою общественную позицию, находятся там. Сотни тысяч вынуждены бежать из страны только потому, что хотели жить в демократическом государстве».
Она отметила, что надежда на улучшение ситуации не просматривается: «К сожалению, власть с обществом разговаривает только при помощи силы: гранат, дубинок, электрошокеров, бесконечных арестов и пыток. О национальном компромиссе или диалоге нет речи».
А затем Наталья Пинчук зачитала речь самого лауреата. Правда, она призналась, что Беляцкий смог передать из заключения всего несколько слов. Поэтому выступление было составлено из его высказываний и статей разного времени.
О своем нынешнем положении Беляцкий говорит так: «Мартин Лютер Кинг заплатил за свою мечту жизнью, его застрелили. Моя плата за мечту меньше, но с тяжелыми последствиями. Я ни капли не жалею. Ведь моя мечта стоит всех личных жертв. Мои идеалы созвучны идеалам моих старших друзей и духовных наставников – чеха Вацлава Гавела и белоруса Василя Быкова. Оба они прошли через большие жизненные испытания, оба вели вперед свои народы и культуру, оба боролись за демократию и права человека до последней минуты жизни».
Беляцкий уверен: «Заявления Лукашенко подтверждают, что его силовикам дан карт-бланш останавливать людей путем нагнетания страха и запугивания масс. Но граждане Беларуси требуют справедливости. Они требуют, чтобы те, кто совершил массовые преступления, были наказаны. Они требуют свободных выборов. Беларусь и белорусское общество уже никогда не будут прежними, когда были полностью связаны по рукам и ногам. Люди проснулись».
Политолог Александр Фридман так прокомментировал в своем Telegram-канале значимость награждения Беляцкого: «Вручение Нобелевской премии мира – событие для Беларуси и героическое, и трагическое. Это международное признание Алеся Беляцкого и всех тех белорусов, которые уже почти 30 лет ведут борьбу за демократическую Беларусь. Это одновременно и трагедия Беляцкого, который находится в тюрьме и предстанет перед судом, и всех остальных политзаключенных, единственная вина которых заключается в желании жить в свободной и демократической европейской стране».
Между тем белорусские оппозиционеры продолжают свои попытки добиться изоляции действующей белорусской власти на международной арене. В выходные стало известно, что в Чехии на правительственном уровне будет обсуждаться применение инструментов универсальной юрисдикции в уголовных делах против белорусских силовиков, ответственных за репрессии. Будет рассмотрено предложение оппозиционных сил признать КГБ и ГУБОПиК (Госуправление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией) МВД Белоруссии террористическими организациями. Об этом сообщил Telegram-канал Объединенного переходного кабинета со ссылкой на заявление замглавы этого органа Павла Латушко, обсуждавшего эти вопросы с главой нижней палаты Парламента Чехии Маркетой Адамовой.