0
6719
Газета СНГ Печатная версия

30.11.2022 20:46:00

Казахстан и Узбекистан раздумывают над предложением Путина

В вопросе газового союза на кону экономический прагматизм или дружба с Западом

Тэги: россия, узбекистан, казахстан, газовый союз, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

россия, узбекистан, казахстан, газовый союз, западные санкции Заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко: «Идея газового союза должна быть внимательно изучена». Фото с сайта www.gov.kz

Премьер-министр России Михаил Мишустин посетит Самарканд 1–2 декабря, где примет участие в российско-узбекском бизнес-форуме. В повестке мероприятия – вопросы транспорта, логистики, развития индустриальных российских кластеров в центральноазиатской республике. Об этом сообщила пресс-служба Торгового представительства РФ в Узбекистане. Глава российского правительства в ходе переговоров с узбекским коллегой Абдулло Ариповым обсудит также и предложение Владимира Путина о создании газового союза России, Казахстана и Узбекистана.

Идея создания нового союза трех государств прозвучала в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с главой Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в Кремле 28 ноября. Об этом, как сообщило РИА Новости, рассказал казахстанский лидер на переговорах с Михаилом Мишустиным: «Сегодня говорил Владимир Владимирович о том, что нам нужно создать некий трехсторонний союз, и он собирается позвонить президенту Узбекистана. Нам тоже нужно вникнуть в эту тему, во всяком случае, мне… с тем чтобы прийти к искомым результатам и соглашениям. В принципе мы готовы к этому. Почему бы нет».

Подробности этой инициативы позже раскрыли пресс-секретари президентов Казахстана и России. Так, Руслан Желдибай на своей странице в социальной сети написал, что речь идет о «газовом союзе». Цель, по его словам, – «координация действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана».

Дмитрий Песков пояснил, что идея «тройственного газового союза» РФ, Казахстана и Узбекистана предусматривает возможность создания координационного механизма, возможно, с неким юридическим лицом. Но такие вопросы еще необходимо обсуждать. А также для сотрудничества между этими тремя странами и для развития инфраструктуры потом для внешних рынков. Песков сообщил, что реализация проекта требует слаженных действий, обсуждений и координации между Россией, Казахстаном и Узбекистаном.

«Необходим был бы более широкий союз, что было бы полезно не только для России, но и для Казахстана, и даже для Узбекистана. В том числе политический, но, судя по всему, никто к этому пока не готов», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев. Что же касается экономического союза, то уже есть Евразийский экономический союз, в котором Узбекистан, будучи наблюдателем, более активен, чем большинство полноценных членов объединения. По мнению эксперта, газовое направление, о котором сейчас идет речь, имеет перспективы. Главное не столько в том, чтобы обеспечить север Казахстана российским газом, сколько в том, что России нужно менять направление своего экспорта, искать новые рынки в Азии. «Очевидно, что ни Казахстан, ни Узбекистан России в качестве конкурентов на газовом рынке не нужны. Речь идет об использовании казахстанской территории для транзита газа в Китай. Тем более что обе страны в недалеком будущем ожидают прекращения экспорта газа. Узбекистан может полностью остановить его в 2025–2027 годах. Казахстан – еще раньше», – отметил Князев.

Эксперт считает, что наращивание поставок в восточном направлении после фактического разрыва отношений с ЕС, который был главным потребителем российского газа, для Москвы жизненно необходимо. До сих пор главной надеждой был проектируемый газопровод «Сила Сибири – 2». Однако его строительство сопряжено с большими сложностями – строить придется в гористой сейсмоопасной местности. Намного проще проложить трубу через территорию Казахстана.

«С одной стороны, для республики превращение в крупный газовый хаб на столь перспективном направлении было бы выгодно. С другой – нужно внимательно взвесить все за и против. Например, выяснить предварительно, как на такую помощь России отреагируют западные партнеры Казахстана и не отразится ли это на работе зарубежных компаний на ключевых нефтегазовых месторождениях республики. Ну и, конечно, не продешевить. Москве этот союз явно нужнее, чем Астане. В конце концов, газопровод Казахстан–Китай уже построен и успешно функционирует. Поэтому согласимся с Токаевым – идея нуждается во внимательном изучении», – отметил Князев.

Заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко заявил журналистам, что содержание газового союза между Россией, Казахстаном и Узбекистаном обсуждать пока рано, идея должна быть внимательно изучена специалистами. «Это пока только идея. В дипломатии озвучивается много идей, поэтому они заслуживают пристального внимания специалистов, перед тем как принимается то или иное государственное решение», – сказал Василенко журналистам в кулуарах парламента. Говоря о возможных рисках на фоне санкций в отношении России, Василенко пояснил, что с первых дней конфликта в Украине в Казахстане была создана правительственная комиссия. «Ее задача заключается в том, чтобы не допустить негативного влияния санкций на экономику Казахстана и не допустить использования территории Казахстана для обхода санкций. Эти позиции не поменялись и будут использоваться при оценке любых потенциальных новых инициатив», – отметил замглавы МИДа.

Впрочем, Александр Князев считает, Казахстану и Узбекистану нечего опасаться, что при создании союза с Россией они окажутся под санкциями. «Механизм санкций не запрещает другим странам покупать газ у России или транспортировать его по своей территории. Механизм санкций также не запрещает России торговать и проводить финансовые транзакции со странами Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Что же касается политического давления, то оно будет, впрочем, есть и сейчас», – считает Князев.

Власти Узбекистана пока воздерживаются от комментариев. «Это довольно многозначительное молчание, потому что есть несколько аспектов этого вопроса. Первый: правительство Узбекистана заявило еще два года назад о том, что страна будет сокращать экспорт своего газа и максимум к 2027 году полностью откажется от его поставок», – сказал «НГ» директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев. Он отметил, что сегодня Китай получает 11 тыс. куб. м газа, в будущем это топливо будет использовано для поставок на местные ТЭЦ, для населения или пойдет на развитие газохимического производства. «Второе – это то, о чем говорит Россия, – экспорт российского газа с использованием газотранспортных мощностей Казахстана и Узбекистана», – подчеркнул Эргашев.

Вопрос санкций, по мнению эксперта, здесь не очень уместен, потому как на трубопроводный газ санкции существуют только для Европы и не распространяются на другие страны. Поэтому здесь вопросы к казахстанской позиции. Но не в этом дело – Россия в любом случае будет искать пути переориентации своих газовых потоков в Азию, на Юг и Восток. Например, Россия намерена участвовать в прокладке трубопровода из Ирана в Пакистан и Индию. Новую жизнь получит TAPI (Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия). При этом понятно, что Азия «проглотит» любые объемы: Пакистан, население которого 230 млн человек, и Индия с почти 1,5 млрд человек, которая скоро станет страной с самым большим населением в мире и растущей экономикой. Технически и технологически это вполне живой проект и может быть рассмотрен, считает Эргашев. В этом случае Казахстан и Узбекистан становятся транзитными странами для поставок российского газа, который будет экспортироваться на растущие рынки Южной и Юго-Восточной Азии.

«Понятна позиция узбекского руководства: с одной стороны, можно стать частью огромной газотранспортной системы с большими объемами перекачки газа и получать неплохие транзитные деньги, а с другой – это определенные трения на треке с Западом в целом и с США в частности. Интересно, что победит: экономический прагматизм или желание не обижать Запад?» – задался вопросом Бахтиер Эргашев. 


Читайте также


США собираются отменить поправку Джексона–Вэника для государств Центральной Азии

США собираются отменить поправку Джексона–Вэника для государств Центральной Азии

Виктория Панфилова

Вашингтон ищет способ укрепления отношений с регионом без существенных затрат

0
2883
Антисемитизм в России и мире: мифы и реальность

Антисемитизм в России и мире: мифы и реальность

Герман Захарьяев

Во всем ли можно полагаться на свежие данные Антидиффамационной лиги

0
2526
От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

Михаил Сергеев

Реальный сектор экономики не воспринимает тезисы ЦБ о перегреве

0
7301
Россия теряет Южный Кавказ

Россия теряет Южный Кавказ

НАТО наращивает влияние на постсоветском пространстве

0
5734

Другие новости