Владимир Макей был особо приближен к Александру Лукашенко. Фото с сайта www.kremlin.ru
О смерти министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея стало известно в субботу вечером. Поскольку буквально накануне он проводил протокольную встречу, это событие оказалось полной неожиданностью для всех. Немедленно были озвучены подозрения, что она неслучайна. Напряжения добавляет то, что покойный считался прозападным политиком и даже возможным кандидатом на место Александра Лукашенко в случае его ухода.
Официальное сообщение о смерти министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея появилось в субботу во второй половине дня. О причинах ничего не сообщалось, просто лаконично констатировалось: «умер». А дальше сразу следовал рассказ о трудовом пути покойного.
Как внезапность смерти, так и форма подачи информации о ней породили буквально взрыв разноречивых реакций. И это неудивительно: Макей был отнюдь не стар – 64 года. Не было информации о том, что он чем-то болен. Последняя протокольная встреча министра была буквально накануне смерти. И на ней он не демонстрировал никаких тревожных признаков.
Владимир Макей в течение многих лет был одной из влиятельнейших фигур в государственной системе Белоруссии. Причем в течение долгого времени он был лично очень близок к Александру Лукашенко. В 2000–2008 годах – помощник президента Белоруссии. В 2008–2012 годах – глава его администрации. А с 2012 года Владимир Макей занимал пост министра иностранных дел Республики Беларусь. Причем именно с его фигурой большинство комментаторов связывало попытки Лукашенко сохранять «многовекторность» – не рвать полностью отношений с Западом и искать пути достижения с ним неких договоренностей.
Даже последняя встреча Макея в этой связи дает повод конспирологам делать далеко идущие выводы. Например, британская газета Daily Mirror через несколько часов после кончины министра констатировала: «Смерть загадочным образом наступила на следующий день после того, как он встретился с посланником папы Римского Анте Йозичем, где они, как сообщается, обсуждали секретный план по Украине». В материале также отмечается, что Макей был «единственным каналом связи официального Минска и Запада».
В официальном сообщении МИДа о встрече с посланцем папы в пятницу сухо сообщалось: «Основными темами беседы стали 30-летие со дня установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Святым престолом, взаимодействие Ватикана и Минска, а также актуальное положение Римско-католической церкви в Республике Беларусь». Но общеизвестна активная позиция Папы Франциска в вопросе урегулирования ситуации в Украине. И разумеется, аналитики не могли пройти мимо такого загадочного совпадения.
Интересно, что первая информация о причинах смерти Макея (менее чем через два часа после сообщения о ней) появилась на оппозиционном интернет-ресурсе «Наша Нива»: «Владимир Макей был дома в Дроздах, когда случился инфаркт. Насколько известно, он не обратился вовремя к медикам, так как не воспринял свое состояние всерьез. Завтра министр иностранных дел собирался в театр – на постановку своей жены, актрисы Веры Поляковой-Макей, которую после погромов в театральной среде в 2020–2021-м поставили во главе Театра юного зрителя».
И далее этот же ресурс констатировал: «Он имел репутацию пробелорусского – в тех рамках, в которых белорусскость разрешается в пророссийском режиме. Однако при этом это был служака и службист, который ни в чем не отходил от генеральной линии и сделал много для укрепления режима личной власти и истребления всего независимого».
Польская газета Rzeczpospolita опубликовала статью под заголовком «Когда-то он мог заменить Лукашенко. Умер внезапно». В материале приводится версия, что Макей рассматривался в качестве человека, который мог сменить Лукашенко на посту президента страны в результате транзита власти по «казахстанскому образцу».
В то же время многие комментаторы вспоминают тот факт, что в 2020 году многие сотрудники МИДа заявили о поддержке оппозиции, а целый ряд диппредставительств засвидетельствовал, что на выборах лидирует Светлана Тихановская, после чего результаты на этих участках аннулировались.
Также весьма характерно, что старший сын Владимира Макея Виталий в сентябре 2020 года уволился из Министерства иностранных дел в знак неприятия подавления протестов и ушел работать в IT-компанию.
Некоторые аналитики отмечают, что после событий 2020 года Лукашенко уже не так доверял Макею. А в последнее время были и вовсе странные сигналы: на саммит ОДКБ в Ереван на минувшей неделе министр иностранных дел почему-то летел не вместе с президентом, а на военно-транспортном самолете.
Тем не менее оппозиция своим его точно не считала и соответствующим образом отреагировала на его смерть. Светлана Тихановская написала у себя в Telegram-канале: «В 2020 году Макей предал белорусский народ и поддержал тиранию. Таким его запомнит белорусский народ. Мы же продолжим защищать независимость и свободу Беларуси независимо от изменений в окружении Лукашенко».
Между тем политолог Игорь Тышкевич задается вопросом, кто станет преемником и какие это будет иметь последствия. Он пишет в своем Telegram-канале: «Очень важное назначение, которое, исходя из острейшего дефицита кадров в окружении Лукашенко, будет проходить по принципу «назначаем умного или верного». Эксперт констатирует: «Если будет более-менее адекватная персона, часть европейских политиков могут по крайней мере попробовать поговорить. Против будут русские (им это зачем?) и окружение Тихановской (оно гарантирует себе существование при окончательном исчезновении фактора МИДа). Но тут вопрос в политической целесообразности».