Представители экспертного совета обсуждают в Москве наиболее актуальные проблемы Южного Кавказа. Фото автора
В Москве состоялось второе заседание Российского-Азербайджанского экспертного совета, посвященное 30-летию установления дипломатических отношений между странами. Несмотря на изменение геополитической реальности с момента прошлогодней встречи в этом формате, актуальность осмысления и аналитической проработки дальнейших мер по постконфликтному урегулированию на Южном Кавказе только возросла. В этой ситуации интеллектуальный потенциал экспертной структуры повысил свою значимость – как с точки зрения артикуляции возможных инициатив, так и в плане информирования аудитории.
Участники панельной дискуссии сошлись в том, что кульминационным моментом развития российско-азербайджанских отношений стало заключение 22 февраля Московской декларации – документа о союзническом взаимодействии между Россией и Азербайджанской Республикой. Комментируя подготовку к принятию соответствующих договоренностей, посол по особым поручениям МИД Азербайджана Эльшад Искендеров заметил, что соглашение «не стало одномоментным шагом». «В целом, это знаменует собой процесс поступательного, планового движения и целенаправленной работы двух сторон», – пояснил дипломат, добавив, что Московская декларация являет собой новый этап в двусторонних отношениях.
В свою очередь, Фарид Шафиев, председатель правления Центра анализа международных отношений (Азербайджан), заметил, что двусторонние отношения Москвы и Баку продолжают развиваться вопреки сложной глобальной ситуации. «На Южном Кавказе после освобождения Азербайджаном своих оккупированных территорий сложилась новая геополитическая реальность и мы надеемся, что эта геополитическая реальность принесет выгоды всем участникам региона. И Армении, и Азербайджану и России», – пояснил аналитик. По его словам, работа Российско-Азербайджанского экспертного совета в этом должна помочь.
Шафиев подчеркнул, что Россия всегда будет в той или иной форме присутствовать на Южном Кавказе, поэтому те форматы регионального сотрудничества, которые к настоящему моменту оправдывают себя крайне слабо, возможно, нуждаются в переосмыслении и реставрации. «Дело за другими участниками», – заявил он. Проработки, по оценкам, Шафиева требует и концепция функционирования транспортных артерий – маршрута Север-Юг и Зангезурского коридора.
Со своей стороны, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Низами Сафаров назвал одним из самых ключевых моментов в отношениях Москвы и Баку взаимодействие в выстраивании архитектуры безопасности на Южном Кавказе. По его словам, сейчас необходимо переместить все вопросы в русло урегулирования постконфликтных проблем. По словам Сафарова, другие вопросы, касающиеся постконфликтного урегулирования, – это делимитация и демаркация границ. «Здесь существует четкая позиция международного права и не в последнюю очередь тех основополагающих фундаментальных документов, которые были подписаны в рамках СНГ», – отметил он.
Депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев особо подчеркнул, что только у Москвы есть позитивный опыт разрешения региональных конфликтов. «С самого начала обострения ситуации (между Баку и Ереваном. – «НГ») Государственная дума приняла постановление с призывом вернуться к мирному пути урегулирования и выразила готовность стать посредником в стабилизации обстановки. Уверен, что впереди нас ждет только укрепление дружбы и сотрудничества между нашими странами», – заявил парламентарий.
Как отметили участники встречи, связи России и Азербайджана сейчас – это отношения двух суверенных государств, которые высоко ценят свой статус субъектности в международных отношениях в условиях многополярного мира.
В свою очередь, генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов подчеркнул, что Москве и Баку необходимо сохранять открытый диалог между экспертами и открыто говорить друг с другом обо всех насущных проблемах без лишней политизации и тенденциозности.
И модель Российского-Азербайджанского экспертного совета должна в этом помочь.
Как заметил Эльшад Искендеров, интеллектуальный потенциал членов этой экспертной структуры и приглашаемых гостей позволяет вырабатывать такие предложения, которые могут быть приняты как инстанциями, принимающими решения, так и обществом, нуждающимся в качественной объяснительной базе.