Владимир Зеленский выступил на саммите G20 онлайн. Фото с сайта www.president.gov.ua
Президент Украины Владимир Зеленский представил перед саммитом G20 собственную «формулу мира». Причем в сумме озвученные им предложения выглядели радикально. Похоже, на фоне последних событий, в том числе связанных с отходом российских войск из Херсона, в Киеве возникло определенное головокружение от успехов. В таких условиях эксперты усомнились в возможности выхода на серьезные переговоры.
Пообещав накануне представить участникам саммита G20 «очень содержательную» речь, президент Украины Владимир Зеленский выступил во вторник в онлайн-формате по крайней мере с самым длинным, 20-минутным, посланием. И в основном повторил ранее уже излагавшиеся тезисы. Однако в сумме они произвели даже более радикальное впечатление, нежели обычно. Хотя в своем выступлении Зеленский, например, выразил убеждение, что «пришло время, когда войну России нужно и можно остановить». При этом он изложил собственную формулу мира. «Радиационная и ядерная безопасность; продовольственная безопасность; энергетическая безопасность; освобождение всех пленных и депортированных; исполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка; вывод российских войск и прекращение боевых действий возвращение справедливости; противодействие экоциду; недопущение эскалации и последнее – фиксация окончания конфликта. Я очертил направления, которые каждый из вас может выбрать для себя, чтобы стать творцом мира», – сказал Зеленский.
При этом он заверил, что Минска-3 не будет. Напомним, выполнение подписанных в 2015 году Минских договоренностей на деле могло бы поспособствовать достижению мирных компромиссных решений в рамках украинского государства, если бы пришедший к власти с лозунгами о мире президент Зеленский далее не объявил их выполнение невозможным. Теперь же, говоря о необходимых переговорных условиях, он также подчеркнул, что Россия должна подтвердить территориальную целостность Украины, вывести свои войска с ее территории и выплатить компенсацию за нанесенный ущерб.
В этой связи президент упомянул принятую накануне Генассамблеей ООН резолюцию о ведении международного реестра потерь Украины и выплате соответствующих репараций Российской Федерацией. А также сообщил, что готовится вторая резолюция о спецтрибунале, и призвал участников «большой двадцатки» поддержать данный документ в дальнейшем. Комментируя необходимость спецтрибунала, Зеленский сослался на свидетельства о военных преступлениях РФ, выявленные, по его словам, в Буче, Харькове и теперь в Херсоне.
В то же время украинский лидер высказался за обмен военнопленных с РФ по принципу «всех на всех» и предложил освободить всех взрослых и детей, которых россияне, по его определению, незаконно депортировали с временно оккупированных украинских территорий. «Мы поименно знаем почти 11 тыс. детей, которые были силой депортированы в Россию. Их разводят с родителями, зная, что у них есть семьи. А кроме этих детей, есть десятки тысяч тех, кто был вывезен по принуждению», – аргументировал Зеленский. Между тем подобное предложение фактически подразумевало бы насильственное возвращение тех беженцев, что выехали из зоны военных действий, и прежде всего из Донбасса, на территорию РФ.
Среди остальных наиболее прагматичным оказался пункт о продолжении «зерновой сделки», сроки которой истекают к 19 ноября. Причем попутно Зеленский призвал участников саммита G19 (тем самым указав, что России не место среди ведущих государств мира) распространить «экспортную зерновую инициативу» еще на порты Николаев и Ольвию в Николаевской области и предусмотреть бессрочное ее продолжение – независимо от того, когда закончится конфликт. Тут он также выступил за формирование международного гарантийного механизма, призванного «зацементировать ключевой элемент послевоенной архитектуры безопасности». И только «когда все антивоенные мероприятия будут выполнены», стороны должны подписать документ об окончании военных действий, отметил президент.
Впрочем, назвав недавнее возвращение Херсона под контроль Киева переломным моментом военного конфликта, сопоставимым с высадкой союзных войск в Нормандии во время Второй мировой войны, Зеленский предупредил сограждан, что им придется еще повоевать некоторое время, «чтобы освободить все свои территории». Выслушавший выступление министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уточнил, что, выдвигая нереалистичные требования, Киев фактически отказывается от переговоров.
Нельзя исключить, что на фоне последних событий у киевского руководства возникло головокружение от ощущения успехов. Что, собственно, подтвердил и сам Зеленский. «От освободительной победы в Херсоне до дипломатической победы в Нью-Йорке – Генассамблея ООН только что дала зеленый свет созданию компенсационного механизма за российские преступления в Украине», – написал он в Twitter.
Комментируя заявления украинского лидера, программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай» Олег Барабанов заметил «НГ», что тема обмена пленных по принципу «всех на всех» ранее столь открыто не озвучивалась. Но, судя по просачивающейся информации, украинских военнопленных в РФ больше, чем российских на территории Украины. А потому для нее заявленный принцип более выгоден. И вообще сложившаяся ситуация, по мнению Барабанова, способствует тому, чтобы в Киеве говорили о своих успехах. Причем украинская сторона уже начала активно распространять информацию и относительно атак ВСУ на левобережье. В общем ряду можно упомянуть и принятие резолюции по репарациям на Генассамблее ООН, и тот же саммит G20, поскольку, даже если в итоговом коммюнике не будет пункта с осуждением действий России, то далее ожидаются частные заявления стран-участниц на заданную тему. Что президент Зеленский тоже может трактовать в пользу Украины, пояснил эксперт.
В таких обстоятельствах, продолжил он, вряд ли следует ожидать смягчения позиции представителей Киева на переговорах с Москвой. Это подтвердил и главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный, который накануне в разговоре с председателем Объединенного комитета начальников штабов США Марком Милли объявил невозможными какие-либо компромиссные решения. «Очевидно, выход на серьезные переговоры сейчас нереалистичен. Если, конечно, российская сторона не признает, что не может вытянуть этот конфликт», – сказал программный директор клуба «Валдай». А на вопрос о том, есть ли сегодня альтернативные украинские силы, способные к ведению более конструктивного диалога с РФ, ответил, что пока таковые не просматриваются и параллельные идеи от потенциальных оппонентов вроде бывшего президента Украины Петра Порошенко не звучат. Но если военные действия затянутся, то к предвыборной кампании в 2024 году ситуация способна измениться. «Тогда и в Киеве могут вспомнить, что тот же Порошенко воспринимался в Москве как политический «тяжеловес». В отличие от «легковесного» Зеленского, недооценка которого, видимо, также привела к просчетам в первой фазе СВО», – заключил аналитик.