Касым-Жомарт Токаев встречается с избирателями, но не с соперниками. Фото с сайта www.akorda.kz
В Казахстане 20 ноября состоятся внеочередные президентские выборы, в которых примут участие шесть кандидатов. Кроме действующего главы государства Касыма-Жомарта Токаева, остальные участники – малоизвестные общественные деятели даже в пределах республики. Победитель сможет занимать главный государственный пост предстоящие семь лет. Закон о новом президентском сроке вступит в силу 17 ноября. Выборы проходят без влияния экс-президента Нурсултана Назарбаева. Их главное предназначение – получение мандата доверия и укрепление позиций Токаева.
В конце минувшей недели прошли третьи за всю историю независимости Казахстана теледебаты кандидатов в президенты Казахстана. Первые теледебаты состоялись 17 ноября 2005 года, кандидат номер один Нурсултан Назарбаев в них не участвовал, и его никто не представлял. Вторые прошли 29 мая 2019 года. Это скорее была встреча начальников штабов. Правда, трех из семи кандидатов тогда представляли руководители их избирательных штабов или политических партий. И вот третьи – 11 ноября 2022 года. Яркого шоу и на этот раз не получилось. Главный фаворит выборов кандидат Касым-Жомарт Токаев в шоу не участвовал. Его представлял руководитель его штаба, председатель нижней палаты парламента Ерлан Кошанов.
Эксперты отметили, что только Ерлан Кошанов и Солтанат Турсынбекова представили ключевые моменты своих программ на обоих официальных языках – казахском и русском. Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев написал в Telegram-канале, что Каракат Абден, Жигули Дайрабаев и Нурлан Ауесбаев представили свои программы на государственном языке.
У первой из них это связано с явной этноцентристской тональностью документа. Дайрабаев, судя по всему, максимально адресовал свое выступление сельчанам, представленным в подавляющем большинстве казахским этносом. Почему их примеру последовал кандидат от оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), сказать трудно. Тем более что эта партия в основном действует в городах, где в той или иной степени наблюдается двуязычная среда. Наконец, Мейрам Кажыкен озвучил тезисы своей программы на русском языке. В его случае преобладает направленность на граждан, занятых в промышленном производстве.
Внимание телезрителей привлекло выступление доверенного лица Токаева Ерлана Кошанова. Он раздавал обещания от имени Токаева: объявил беспощадную борьбу с коррупцией, пообещал трудоустроить более 3 млн человек, а также создать комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса. «Касым-Жомарт Токаев сказал, что сердцем писал эту программу, и надеемся, что она найдет отклик в сердцах всех казахстанцев», – подчеркнул Кошанов. По его словам, за семь лет будет построено 111 млн кв. м жилья, и прежде всего это будет сделано для молодых семей. Будут созданы комфортные условия для развития бизнеса, принят новый Налоговый кодекс «со справедливым, предсказуемым налогообложением». В целом, по его словам, будет кардинально пересмотрена политическая система страны, обеспечено объективное правосудие, системно будут решаться социальные вопросы, дефицит детсадов, школ и общежитий уйдет в прошлое. Программа «Новый Казахстан» от Токаева запущена.
Остальные кандидаты больше критиковали программы конкурентов, иногда даже переходя на личности. Так, Мейрам Кажыкен назвал программу Солтанат Турсынбековой «популистской». Она парировала, что его вообще никто не знает. «Вы кто, господин Кажыкен, и кто за вами стоит?» – задала вопрос Турсынбекова. Были и другие колкости. Как заметил политолог Талгат Калиев, для общества, пережившего десятилетия политической консервации, любое публичное событие является знаковым. «С этой точки зрения дебаты можно считать барометром состояния системы. Их не следует рассматривать через призму «нравится–не нравится», поскольку градус их зависит от темперамента участников, но позволяет оценить способность кандидатов к публичной политике», – отметил Калиев.
Сложилось впечатление, что цель дебатов «засветить» фаворита гонки и увести в тень спарринг-партнеров, которые выглядели довольно неубедительно. «Прослеживались и стремления к хайпу. Кто-то путал дебаты с полемикой, стремился «утопить» оппонента. Но это уже болезни роста, которые наше общество должно пережить. Главное в том, что следующие президентские дебаты пройдут среди равных кандидатов, в отсутствие явного фаворита. И сегодня нам предстоит научиться выбирать», – написал Калиев в своем Telegram-канале.
Эксперты считают, что явка на выборах будет низкой, поскольку речь идет не о смене власти, а скорее о получении дополнительного кредита доверия нынешнему казахстанскому лидеру. Хотя, по мнению Андрея Чеботарева, явка будет на том же уровне, что и на июньском референдуме. А с учетом того, что в законе «О выборах» нет порога явки, Токаев получит дополнительный кредит доверия, для чего, собственно, и затевались досрочные выборы.
Напомним, на выборах в 2019 году Токаева поддержали 70,96% избирателей. А на референдуме в июне 2022 года за предложенный им пакет поправок к Конституции проголосовали 77% пришедших на избирательные участки.
Возможно, что в 2029 году выборы президента Казахстана пройдут в новых условиях и борьба за главный государственный пост пройдет на равных. Хотя к тому моменту законодательство может претерпеть изменения.