0
5612
Газета СНГ Интернет-версия

11.11.2022 18:29:00

«Такой страной я хочу видеть Новый Казахстан»

«Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда», – говорит Касым-Жомарт Токаев накануне досрочных президентских выборов

Тэги: токаев, казахстан, политика, экономика, власть, общество


токаев, казахстан, политика, экономика, власть, общество Фото с официального сайта Президента Республики Казахстан

В минувшие выходные президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в церемонии подписания шести важнейших законов, закрепляющих и раскрывающих реформу Конституции и политической системы страны. Республиканский референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию состоялся в июне этого года.

Процедура подписания прошла в новом формате. Токаев пригласил на церемонию тех, кто активно участвовал в разработке программы преобразований Казахстана. Это – эксперты, общественные деятели, участники рабочих групп Национального совета общественного доверия, руководство Парламента РК и Администрации Президента. Новый формат – свидетельство того, что реформы, которые последовательно проводит Токаев, рождены в рамках широкого и открытого диалога и коллективной работы.

«Конституционная реформа ознаменовала собой начало новой эпохи в истории Казахстана. Отныне будут строго соблюдаться принципы справедливости, прозрачности и солидарности. Мы приступили к практической реализации конституционной реформы», – заявил президент.

Все изменения направлены на создание более сбалансированной системы государственного управления и прежде всего – на комплексное обеспечение прав граждан страны и демократизацию её институтов.

План конкретных действий

Досрочные выборы президента Казахстана пройдут уже 20 ноября 2022 года. Их проведение Касым-Жомарт Токаев инициировал, выступая 1 сентября на открытии осенней сессии Парламента РК.

«Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже несмотря на сокращение собственного срока полномочий».

Предложение Токаева об однократном семилетнем сроке президентства было одобрено в начале июня на общенародном референдуме. В конце ноября состоятся досрочные президентские выборы. Сейчас, в период реформ и модернизации, в Казахстане всё быстро происходит, зазора между словами и делами нет.

Президентская кампания стартовала в Казахстане менее чем за месяц до выборов. Фактически её началом стало посещение Касым-Жомартом Токаевым Республиканского предвыборного штаба, где он представил программу, с которой идёт на выборы. Название программы говорит само за себя: «Справедливый Казахстан: Для всех и для каждого. Сейчас и навсегда». По словам Токаева, каждый параграф и каждое предложение написаны личном им: «Можно сказать, эта программа прошла через моё сердце».

Действующий президент и кандидат на пост главы государства заявил, что своей главной миссией считает построение Справедливого Казахстана. Для этого разработан и имеются необходимые ресурсы, и есть «самое главное, бесценный капитал – ответственные граждане страны».

Первоначально о своём выдвижении заявили 12 кандидатов, зарегистрированы же по вполне объективным причинам были только шесть. Но как таковой традиционной предвыборной гонки в Республике Казахстан не ощущается. Казахские и российские политологи отмечают, что, с одной стороны, Токаев нарочито дистанцируется от электорального процесса, полагая, что его деятельность и есть самый лучший способ агитации. С другой – реальной альтернативы Токаеву в Казахстане сегодня действительно нет. Уровень доверия и поддержки политики Касым-Жомарта находится на самом пике.

Ни малочисленная разномастная оппозиция, ни представители так называемой клановой элиты, отодвинутые в январе, ни иностранные владельцы крупного бизнеса не смогли выдвинуть фигуру, обладающую подобным общественным авторитетом и альтернативной повесткой, чтобы оспорить лидерство Токаева.

Неудивительно, что всё внимание приковано к действующему президенту, выдвинутому Народной коалицией, в которую вошли три парламентских партии, ветеранские, молодёжные, волонтёрские, профсоюзные и предпринимательские организации.

Концепция «Слышащего государства»

Попробуем рассмотреть действующего президента и кандидата на пост главы государства Касым-Жомарта Токаева через призму его трёхлетнего срока на этом посту. Это вполне достаточный срок, чтобы понять, кто такой Токаев, и какой путь он прошёл за это обострённое кризисами время.

В 2019 году «репутационный багаж» Токаева помог Нурсултану Назарбаеву осуществить мягкую и безболезненную передачу власти. Назарбаев сделал безошибочный выбор. Народ принял Токаева и проголосовал за него. Бывший министр иностранных дел, экс-премьер-министр и бывший председатель Сената продолжил реализовывать действующий государственный курс, но при этом сразу, как свеча зажигания, привнёс мощный импульс, обеспечив эволюционное развитие.

Уже в первом своём Послании, обращённом к народу Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, отдав должное национальному лидеру (Елбасы), заявил: «Наш путь развития получил признание во всём мире как «казахстанская модель, или модель Назарбаева». Сейчас нам предоставлена возможность приумножить достижения Независимости, вывести страну на качественно новый уровень развития. ... Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности.»

Токаев обещал осуществлять политические реформы без «забегания вперёд», но последовательно, настойчиво и продуманно. Ещё в 2019-м он обозначил фундаментальный принцип: экономические реформы невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны.

«Сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное правительство – это ещё не свершившийся факт, а цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами. Эта формула политической системы является основой стабильности государства», – сказал тогда Токаев.

Токаев открыто и откровенно заговорил о том, о чём в Казахстане отвыкли говорить – о диалоге власти и общества. Он выдвинул концепцию «Слышащего государства» и заговорил о необходимости укрепления и поддержки гражданского общества, о необходимости «вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения».

При этом президент от слов переходил к делу, но не наскоком, а после обсуждения и тщательной законодательной проработки. Например, выдвинул в сентябре 2019 года идею об обязательной 30% квоте для женщин и молодёжи, чтобы увеличить их представительство в избирательных списках политических партий. И в мае 2020 года парламент Казахстана, несмотря на разгар эпидемии, принял эту и другие поправки в закон о выборах. В итоге через полгода парламентские выборы в январе 2021-го прошли по новым, более открытым и демократическим правилам. В парламенте появились новые лица и новые идеи.

Изменился политический лексикон власти, в обиход вошли такие понятия, как «альтернативность», «плюрализм», «постепенная политическая трансформация». Была провозглашена новая внутриполитическая парадигма: «разные мнения – единая нация».

Государство отказалось от практики блокирования интернета, существенно упростили порядок проведения митингов. Практика властей, основанная на полноценном диалоге и терпеливом общении, стала новым трендом политического пространства страны.

Уроки января

Январские события 2022 года – беспорядки, массовые погромы, мародёрство, захват государственных объектов, сотни раненых и десятки погибших. Всё это потребовало от Токаева молниеносных, решительных действий. От «профессора» Токаева такого не ждали. Второй президент Казахстана показал, что он жёсткий, прагматичный руководитель, а главное, что за мир и благополучие в своей стране он горло перегрызёт любому.

 «… Это подрыв целостности государства, и самое главное – это нападение на наших граждан, которые просят меня как главу государства в срочном порядке оказать им помощь. Моя конституционная обязанность состоит в том, что я должен заботиться о благополучии, безопасности и спокойствии наших граждан. Поэтому обращение к партнёрам по ОДКБ считаю абсолютно уместным, своевременным. Полагаю, что народ Казахстана поддержит это решение. Вместе мы, естественно, победим», – сказал Касым-Жомарт Токаев 6 января на заседании Совета Безопасности. И победил. Он поставил высокопоставленным заговорщикам мат в два хода: первый ход – когда воспользовался договором ОДКБ об оказании помощи, а второй – когда миротворческий контингент был оперативно выведен из Казахстана в течение нескольких дней, сразу после наведения порядка.

И важно, что в поиске причин январской трагедии Токаев не стал всё валить на заговорщиков – причины таились не только в их провокационной деятельности.

Токаев увидел накопившуюся в обществе усталость от отсутствия социальной справедливости. Снижение доходов большинства населения стали угрозой безопасности страны.

«Налицо явный дисбаланс и очевидная проблема справедливости распределения национального дохода», – сказал президент Токаев на встрече с представителями делового сообщества и крупного бизнеса весной этого года. Он сослался на международных экспертов, утверждающих, что сегодня 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана. В то же время у половины населения страны ежемесячный доход не превышает 115 долларов. «На такие деньги прожить практически невозможно. Как я уже сказал, такое расслоение и неравенство опасно. Ситуацию надо срочно менять», – жёстко заявил президент Казахстана. А то, что Токаев может быть жёстким, все уже запомнили.

Президент Казахстана призвал бизнес-сообщество начать совместную с государством работу над выстраиванием новой экономической модели. Её ключевые принципы: честная конкуренция, прозрачность принимаемых решений, предсказуемость политики государства, налоговая честность бизнеса и его социальная ответственность.

«Хочу ещё раз подчеркнуть – реформа, о которой идёт речь, не преследует цель «отнять и перераспределить». Это было бы глупо, безответственно. Задача состоит в том, чтобы привлечь вас, национальную буржуазию, к самому активному участию в трансформации социально-экономической модели страны», – заявил Касым-Жомарт Токаев, обращаясь к участникам встречи. В ответ на их инвестиции в производство, создание качественных рабочих мест и рост экспортного потенциала власти повысят гарантии защиты частной собственности, обеспечат стабильность и предсказуемость государственного регулирования, защитят конкуренцию от вмешательства административного ресурса, от «коррупции и фаворитизма».

Полномасштабная политическая модернизация

Сразу после «Кантара», как называют сейчас январские события, многие ожидали, что в Казахстане произойдёт откат назад – власть начнёт «закручивать гайки». Однако Токаев не снизил темпы модернизации и объявил о продолжении реформ. У Токаева все ходы просчитаны. В марте этого года он обратился с внеочередным Посланием к народу Казахстана, в котором заявил об отходе от суперпрезидентской модели правления.

«Важный урок «Трагического января» состоит и в том, что концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближённых к нему лиц и финансово-олигархических групп. И они воспринимают государство как личную вотчину, – сказал Токаев. – Непотизм, в какой бы стране он ни был, неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции, становится благодатной почвой для расцвета коррупции. Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан».

Токаев объявил о том, что в ближайшее время будет введён законодательный запрет для ближайших родственников президента на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе (ввели), провозгласил переформатирование представительной ветви власти (сделано), предложил упростить правила регистрации политических партий (упростили) и повысить роль институтов гражданского общества (идёт работа).

«Мы обеспечим соблюдение конституционных прав каждого гражданина, сформируем новую политическую культуру, основанную на взаимном уважении и доверии между государством и обществом. У нас будут всегда высоко цениться добросовестный труд, прогрессивные знания и передовой опыт. Такой страной я хочу видеть Новый Казахстан», – сказал тогда Токаев.

Пятого июня в Казахстане прошёл республиканский референдум по поправкам в Конституцию. В итоге Основным законом была окончательно и бесповоротно отменена смертная казнь, в Казахстане воссоздан Конституционный суд, президент лишился ряда полномочий, которыми обладал ранее, а полномочия парламента были расширены. Родственникам президента законодательно запрещено занимать должности на государственной службе.

А в сентябрьском Послании к нации президент Казахстана объявил единоразовую амнистию для рядовых участников январских событий и объявил о досрочных выборах президента и парламента.

Запрос на Справедливый Казахстан

Политолог, общественный деятель, член Национального курултая при президенте Казахстана Данияр Ашимбаев на своей странице в социальной сети замечает: «Токаев закладывает новый вектор государственного развития, основанного на диалоге с обществом, плюрализме мнений и многообразии взглядов. С одной стороны, Токаев – сильный, опытный трёхязычный оратор и талантливый публицист, автор нескольких книг, который сам работает над своими выступлениями, статьями и посланиями. С другой стороны, президент чужд популизму и не пытается заигрывать с общественным мнением. Токаев – глубоко интеллигентный человек (даже без учёта его огромного дипломатического опыта), методичный, спокойный, вдумчивый и с хорошим чувством юмора».

Данияр Ашимбаев верно подмечает, что президент Казахстана Токаев стал методично формировать новую традицию – отказ от наград, от чрезмерной концентрации полномочий, «семейного подряда» на госслужбе и в квазигоссекторе. Касым-Жомарту Токаеву присуща подчёркнутая скромность, сдержанность, уважение к предшественнику: «Токаев создаёт новую традицию лидерства, закладывает модель поведения и открытости власти перед обществом».

Одним из наиболее злободневных вопросов предвыборной кампании является вопрос социальных обязательств, которые берёт на себя государство. Директор Аналитического центра Российского общества политологов Андрей Серенко, комментируя предвыборную программу президента Токаева, сказал: «Эту программу сложно назвать предвыборной по её структуре, содержанию. Это, скорее, рабочий документ прямого действия. Это документ реальной политики и экономики, который необходимо будет выполнить, как прямое руководство к действию.

Токаев продолжает развивать тему справедливого Казахстана. Потому что запрос на справедливость – это ключевой запрос не только в Казахстане, это характерно и для жителей России, и Украины, и Белоруссии и республик Средней Азии. То есть, это общий запрос на постсоветском пространстве. И, собственно говоря, сегодня можно наблюдать как различные элиты в различных республиках бывшего СССР пытаются на этот запрос отвечать. Токаев предлагает отвечать содержательно и конкретно. То есть не просто вести разговоры и беседы. Он предлагает конкретное наполнение этой идеи и её реализацию».

Серенко подчёркивает, что социальный блок программы очень чётко прописан. Речь идёт и о решении проблемы закредитованности населения, проблеме нехватки мест в детских садах и особенно в школах.

«Видно, что все аспекты, связанные с социальным блоком, Токаев сформулировал исходя из оценки проблем самим населением, – продолжает политолог. – То есть – это программа не просто реальных дел, а программа прямого действия. Это программа, как в старые советские времена говорили, основанная на наказах избирателей. Не знаю, собирал ли такого рода наказы Токаев, но явно его команда очень хорошо поработала с точки зрения изучения общественного мнения. Это говорит о том, что к выборам президент готовится. Несмотря на то, что Токаев, по сути – безальтернативный кандидат, и президентская кампания, скорее всего, пройдёт в режиме референдума, а не реальной конкуренции. Просто потому, что нет на сегодняшний момент сопоставимого с Токаевым по мощи и по потенциалу кандидата. Поэтому в данном случае эти выборы будут, в первую очередь, референдумом о доверии президенту. И он, несмотря на это, очень внимательно отнёсся к формулированию конкретных положений своей программы. Это говорит о том, что он намеревается все их выполнять», – заключил политолог Андрей Серенко.


Читайте также


Минцифры объявило о хакерской атаке

Минцифры объявило о хакерской атаке

Анастасия Башкатова

Черные пятницы, багбаунти, "университеты" – как функционирует теневой киберрынок

0
1279
Бербок видит в Москве принципиального противника

Бербок видит в Москве принципиального противника

Олег Никифоров

Глава германского МИД опасается вторжения России в Евросоюз

0
1316
Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
1262
Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Андрей Ваганов

Экспертное знание ученых становится все более значимым ресурсом власти

0
1996

Другие новости