Министр инфраструктуры Александр Кубраков обсудил с президентом Украины перспективы возобновления морского транзита украинского зерна. Фото Reuters
В Минобороны РФ сообщили о возобновлении «зерновой сделки». При этом Москва получила официальные гарантии от Киева, что морской коридор не будет использоваться для ведения боевых действий против России. Хотя без ее участия проход судов по коридору мог превратиться в «русскую рулетку», отметили эксперты. И также допустили, что переговоры по выполнению условий сделки, касающихся обеспечения вывоза российского зерна и удобрений, будут продолжены.
Интрига, связанная с дальнейшей судьбой «зерновой сделки», разрешилась в среду достаточно неожиданным заявлением Минобороны (МО) России. Как информировали в МО РФ, Москва возобновила свое участие в стамбульской продуктовой сделке, так как получила достаточные гарантии от Киева. «Удалось получить необходимые письменные гарантии со стороны Украины о неиспользовании гуманитарного коридора и украинских портов, определенных в интересах вывоза сельскохозяйственной продукции, для ведения боевых действий против РФ», – указали в ведомстве.
Напомним, 29 октября Минобороны РФ объявило о приостановке реализации соглашения по вывозу сельскохозяйственной продукции из украинских портов после совершения Украиной террористического акта против кораблей Черноморского флота и гражданских судов, задействованных в обеспечении безопасности «зернового коридора». В рамках соответствующей сделки представители России, Украины, Турции и ООН подписали в Стамбуле 22 июля два документа. В первом меморандуме шла речь об обязательстве ООН о снятии ограничений по экспорту российских удобрений и сельхозпродукции. А вторым документом оговаривалось осуществление вывоза украинского зерна из черноморских портов.
При этом после заявленного Москвой решения о приостановке сделки последовали различные, зачастую противоречащие друг другу высказывания других ее участников. В частности, 1 ноября сообщалось, что ООН, Турция и Украина решили приостановить действие упомянутого коридора в рамках Черноморской зерновой инициативы на 2 ноября. Однако далее министр обороны Турции Хулуси Акар объявил, что Анкара продолжит выполнять сделку. «Мы считаем, что подписанное соглашение выгодно для всех сторон и его нарушение будет проблемой для каждой из сторон. Мы хотим продолжить транспортировку зерна, и мы будем вкладывать в это свою часть», – сказал Акар. Свою позицию турецкая сторона также довела до представителей Москвы, в частности до главы МО РФ Сергея Шойгу, уточнил министр.
Также утром в среду киевские СМИ процитировали министра инфраструктуры Украины Александра Кубракова, который заявил, что движение украинских судов по «зерновому коридору» возобновится в четверг, 3 ноября.
Любопытно, что уже через час в украинских СМИ, в частности в «Экономической правде», появились ссылки на интервью замминистра инфраструктуры Украины Юрия Васькова с информацией о том, что в ближайшие дни Киев ожидает ответа от Москвы относительно дальнейшего участия в «зерновой инициативе». При том, что после его приостановки Россией продолжились переговоры о возобновлении действия соглашения между представителями РФ, ООН и Турции, рассказал Васьков. Как он отметил, быстрое восстановление участия Москвы имеет решающее значение в вопросах обеспечения безопасности с точки зрения страховщиков, которые предупредили, что без этого не смогут предложить покрытие рисков для судов, перевозящих зерно через зону боевых действий. При этом суда, отправляемые на текущей неделе, остаются застрахованными, поскольку страховки действительны в течение семи дней. Но возвращение России к названной инициативе является «необходимым для рынка», подчеркнул замминистра. В то же время без участия России отправка судов и их инспекция представителями Украины, ООН и Турции проходила значительно быстрее. В целом же при таком бесперебойном процессе Украина может «экспортировать 6 млн или даже 7 млн т в месяц», определил Васьков.
Конечно, показательно, заметил «НГ» депутат Верховной рады Украины V–VII созывов Спиридон Килинкаров, что данную сделку отказались страховать именно британские страховщики. Хотя без соответствующих гарантий Минобороны РФ объективно существуют риски относительно безопасности прохождения судов. Вероятно, заинтересованные лица могли бы попытаться самостоятельно запустить «зерновой коридор». Но на них и легла бы вся ответственность, если бы, допустим, произошел подрыв какого-то судна. Понятно, никому не нужен такой коридор, который превратился бы в эдакую «русскую рулетку», где судно с зерном то ли сможет пройти, то ли нет, констатировал Килинкаров.
Между тем продолжение работы «зернового коридора», конечно, отвечало интересам Украины, уже экспортировавшей, по оценкам ее представителей, около 10 млн т зерна. Всего же в этом году украинские сельхозпроизводители собрали примерно 33–35 млн т зерна.
Еще одним из главных бенефициаров «зерновой сделки», по его мнению, оказалась Турция. А вот Россия, пожалуй, ни политической, ни экономической выгоды пока не получила. Следует отметить, что изначально на РФ давили и склоняли к указанной сделке, призывая накормить голодающих людей в Африке. Но в итоге две трети вывезенного украинского зерна оказалось не в Африке, а в Европе, где таким образом рассчитывали сбить цены. А что до обязательств по обеспечению экспорта российского зерна и удобрений, то они так и не были выполнены, заключил экс-депутат Верховной рады.
Но в таком случае после того, как в Москве приняли полученные от Киева гарантии безопасности реализации сделки и решили ее возобновить, там по-прежнему не добились реализации ее условий, касавшихся интересов российской стороны и предусматривавших обеспечение экспорта зерна и удобрений РФ?
Вероятно, после заявленного МО РФ решения о возобновлении «зерновой сделки», ответил «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД Николай Силаев, появится немало комментариев о том, что Москва не учитывает собственные интересы и письменные обязательства Украины ничего не стоят, и т.д. Хотя, думается, что иллюзий относительно убедительности письменных обязательств Украины в России не испытывают. Но в то же время, приостановив свое участие в сделке, здесь показали, что без выполнения всех изначально оговоренных условий ее дальнейшая реализация может быть прекращена.