Станислав Зась и Эмомали Рахмон обсудили возможность укрепления таджикско-афганской границы. Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr
Министр обороны Киргизии Бактыбек Бекболотов в среду предложил план решения пограничных споров: отправить на киргизско-таджикскую границу силы ОДКБ. Тем временем в Душанбе генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась и президент Эмомали Рахмон договорились усилить меры по обеспечению безопасности на таджикско-афганской границе.
ОДКБ, которой еще недавно предрекали распад, неожиданно стала востребованной. Глава Министерства обороны Киргизии Бакытбек Бекболотов высказал мнение, что силы ОДКБ должны выйти на киргизско-таджикскую границу. По его словам, эти меры помогут избежать очередного обострения ситуации на спорных участках. Он подчеркнул, что нужна третья, беспристрастная сторона, которая не допустит очередного конфликта.
«В Киргизию недавно приезжал генсек организации Станислав Зась. Я ему сказал, что между киргизами и таджиками мира не будет. Почему? Потому что у киргиза своя правда, а у таджика – своя», – цитируют Бекболотова киргизские СМИ. Министр считает, что между киргизами и таджиками должен встать третейский судья. Бекболотов предложил план урегулирования ситуации. «В первую очередь нужно контролировать прекращение огня, а во вторую – отвод тяжелого вооружения от границы. Если эти вопросы решат, то дальше можно решить третью задачу – политическую – делимитацию киргизско-таджикской границы», – заключил Бекболотов. Напомним, в результате конфликта, случившегося 15–17 сентября, погибли около 100 человек и более 400 получили ранения.
Вопросы усиления охраны таджикско-афганской границы обсуждались на переговорах президента Эмомали Рахмона c генсеком ОДБК Станиславом Засем. Встреча состоялась в рамках Конференции высокого уровня по международному и региональному сотрудничеству в борьбе с терроризмом, которая проходила в Душанбе 18–19 октября. На конференции глава Таджикистана заявил об усилении позиций различных террористических организаций в Афганистане за счет переброски боевиков с Ближнего Востока. Это, по его словам, представляет серьезную угрозу для стран Центральной Азии.
Политолог, директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» («Центр мысли») Игорь Шестаков считает, что использование сил ОДКБ более закономерно на киргизско-таджикской границе, чем на границе с Афганистаном. «Эскалация конфликта между Киргизией и Таджикистаном идет по нарастающей, и безусловно, нужен, как сказал Бекболотов, «третейский судья». Эта граница – место достаточно уязвимое, в том числе для прохождения террористических групп из Афганистана. Если не будет мира на границе этих двух стран, возрастает уязвимость южных рубежей СНГ», – сказал «НГ» Шестаков. По его словам, безопасность Таджикистана поддерживается 201-й российской военной базой, расквартированной в республике. Всю таджикско-афганскую границу ОДКБ не перекроет, поэтому в приоритете киргизско-таджикская граница. «Для ОДКБ это огромный шанс повысить свою роль, особенно после того, как организация отказалась выступить в защиту Армении в армяно-азербайджанском конфликте. Причина в том, что участники альянса оценили события на армяно-азербайджанской границе по-разному», – считает Шестаков. Киргизия – активный участник альянса с первых дней его существования. При содействии ОДКБ в 1999 году киргизским военным удалось остановить продвижение боевиков запрещенного в РФ «Исламского движения Узбекистана».
«Это был первый опыт участия ОДКБ в такой операции, пусть и на техническом и военно-консультативном уровне. Нынешняя ситуация иная, и будет ли реализовано предложение главы киргизского оборонного ведомства, зависит от решения исполнительных органов ОДКБ», – отметил эксперт. При этом он полагает, что в реализации этой идеи будет много противников, причем это не только Запад, но и местные криминальные и радикальные группировки. Поэтому на киргизско-таджикской границе присутствие ОДКБ более закономерно, чем на границе с Афганистаном.
Вопрос еще в том, поддержит ли предложение киргизского министра Душанбе. Ведь после переговоров в Астане при посредничестве президента РФ Владимира Путина главы Таджикистана и Киргизии Эмомали Рахмон и глава Киргизии Садыр Жапаров так и не пришли к единому знаменателю. Если Жапаров согласился на посреднические услуги РФ в разрешении конфликта, то Рахмон предпочитает решать вопрос на двустороннем уровне. Причина в том, что Душанбе после ухода американцев из Афганистана стал центром притяжения Запада. Не случайно, что к Таджикистану повысилось внимание со стороны американских военных.
Игорь Шестаков не исключает, что идет торг. По его мнению, на поверхности лежит признание ставленника Рахмона на главный государственный пост. «Таджикистан вступил в заключительную фазу транзита власти, и Рахмону нужно договориться не только с Москвой, но и с Вашингтоном, Пекином, Анкарой и Брюсселем. А передать власть он может только родственнику – сыну Рустаму. Эта многовекторность тяготеет над Рахмоном. Даже сама речь Рахмона в Астане напоминала не предъявление каких-то претензий России, как расценили ряд экспертов, а возможность торга», – считает Шестаков.
ОДКБ надо было поторопиться и занять свое место в регионе еще в апреле прошлого года. Тогда, по словам политолога, оппоненты ОДКБ нанесли альянсу серьезный имиджевый удар. Причем они использовали медийные ресурсы и в Киргизии, и в странах СНГ. Сейчас появятся силы, которые попытаются максимально дискредитировать присутствие ОДКБ на границе, полагает Шестаков.