У здания парламента ежедневно собираются возмущенные жители Тбилиси. Фото РИА Новости
В Тбилиси 17 октября возобновилась акция оппозиции с требованием отставки столичного мэра Кахи Каладзе. Его обвиняют в причастности к коррупционным схемам, при использовании которых в тендерах побеждают сомнительные компании. В результате этого несколько дней назад от удара током в только что отремонтированном фонтане погибла 13-летняя девочка.
В парке Ваке – излюбленном месте отдыха тбилисцев – душераздирающая картина: около центрального фонтана горящие свечи, игрушки, цветы. Тбилисцы оплакивают 13-летнюю Мариту Мепаришвили. Несколько дней назад она и еще двое детей спустились в фонтан за упавшим мячом, и их ударило током. Двоих удалось спасти.
Фонтан был сдан в эксплуатацию накануне. Приемная комиссия не нашла изъянов в выполненной работе. Уже после случившейся трагедии выяснилось, что у компании, занимавшейся реабилитацией фонтана, далеко не безупречная репутация. Гражданские активисты убеждены, что ответственность на себя должен взять мэр Тбилиси Каха Каладзе.
Сам Каладзе сразу после трагедии навестил в больнице двух других пострадавших детей, после чего заявил, что будет возбуждено уголовное дело и следствие выявит всех виновных в случившемся. «Причастные к преступлению ответят перед законом, в том числе и я, если будет выявлена моя вина», – заявил Каладзе.
Оппозиция не была бы собой, если бы не попыталась использовать трагедию для набора политических очков. Так, председатель отколовшейся от «Национального движения» «Европейской Грузии» Гига Бокерия заявил журналистам, что при сдаче фонтана в эксплуатацию допущена преступная халатность. «При «Грузинской мечте» главную роль играют не репутация фирм и компаний, а связи. Главная вина правящей партии – расцвет кумовства и непотизма. Поэтому «Грузинская мечта» должна нести ответственность за создание в стране подобного климата», – заявил Бокерия.
Выглядит это крайне цинично, но смерть 13-летней девочки придала оппозиции новое дыхание. Дело в том, что политические противники правящей «Грузинской мечты» оказались в глубоком кризисе. Это признал даже находящийся в заключении руководитель оппозиционной телекомпании «Мтавари» («Главный») Ника Гварамия. Все отколовшиеся от «Национального движения» партии со временем совершенно потеряли в рейтинге. Само «Нацдвижение» раздирают противоречия. Одна часть организации считает необходимым радикализировать требования об освобождении экс-президента Михаила Саакашвили, другая говорит о необходимости самореформироваться.
Нынешний председатель «Национального движения» Никанор Мелия выступил с критикой находящегося в розыске бывшего министра обороны Давида Кезерашвили. И кажется, допустил этим серьезный промах. Уже в самой партии стали требовать его отставки: Кезерашвили даже в розыске остается влиятельной фигурой. Именно он финансирует главный оппозиционный рупор – упомянутый телеканал «Мтавари».
Сам Саакашвили в эти дни пассивен. Он остается в заключении, правда, не в тюрьме, а в медицинской клинике «Вивамед». Допущенные к нему зарубежные врачи выявили определенные проблемы со здоровьем и рекомендовали властям Грузии создать условия для качественного лечения. Под этим подразумевается, видимо, разрешение Саакашвили выехать за рубеж. Однако у властей свое видение ситуации: третий президент обеспечен всей необходимой врачебной помощью.
Не впечатлила правящую «Грузинскую мечту» и резолюция ПАСЕ, в которой наряду с осуждением действий России в Украине содержится призыв о немедленном освобождении политических противников президента РФ Владимира Путина, находящихся в заключении. Среди них упомянуты журналист Владимир Кара-Мурза и экс-президент Михаил Саакашвили.
Комментируя резолюцию, лидер «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе заявил, что документу не стоит придавать особого значения. «В Ассамблее из 600 человек 56 голосами продвинули документ с упоминанием Саакашвили… Это несправедливая оценка… При том что они все знают о деле Саакашвили. Знают и то, что заключенный Михаил Саакашвили находится под наблюдением врачей, созданы все условия для медицинского обслуживания. Все остальное – политические спекуляции», – заявил Кобахидзе.
Экс-президент если и высказывается о чем-то в эти дни, то только об Украине, где, по его словам, «он должен находиться на передовой с оружием в руках». Его гражданская жена депутат Верховной рады Елизавета Ясько написала в социальных сетях пост, посвященный годовщине заключения Михаила Саакашвили: «Его самая большая ошибка – доверие людям… Если бы год назад знала, как много измен вокруг него, то не поддерживала бы его решение ехать в Грузию». Ясько подчеркивает, что прошедший год многие использовали имя экс-президента Грузии для личного обогащения и самопиара.
Другой конек оппозиции – введение визового режима для граждан России, которых за последнее время стало слишком много в Грузии и которые «создают угрозу национальной безопасности Грузии». Эту идею поддержала и президент Грузии Саломе Зурабишвили. По ее словам, «граждане РФ, которые попали в Грузию, – это провокация». «Не могу сказать, что это опасность, но это явно вызов. Возможно, нужно будет говорить и о визах для граждан РФ, поскольку сейчас все довольно либерально», – заявила Зурабишвили на брифинге в Кишиневе 17 октября. Однако, по ее словам, решение остается за грузинским правительством.