Владимир Зеленский признал, что в Донбассе, у Соледара и Бахмута, «идут очень тяжелые бои». Фото Reuters
На фоне продолжающихся ударов военных РФ по критическим объектам украинской инфраструктуры в киевских СМИ активизировались рассуждения о недопустимости перемирия и переговоров с Москвой. Их озвучили также аналитики американского Института изучения войны, попутно признавшие взятие Крыма стратегической целью НАТО. По оценке аналитиков, подобными вбросами Запад пытается представить инициатором переговоров Россию.
В понедельник удары российских военных по объектам украинской критической инфраструктуры были продолжены. В частности, о поражении объекта энергетической инфраструктуры сообщил в Telegram-канале председатель Днепропетровской областной военной администрации Валентин Резниченко.
Также СМИ извещали о нанесении ударов по Сумской области и атаках на Киев посредством иранских дронов-камикадзе.
Причем, как отметил, комментируя «НГ» последствия произведенных РФ 10–12 октября массированных ударов, депутат Верховной рады Украины V–VII созывов Спиридон Килинкаров, военные РФ ограничиваются ударами по теплоэлекстростанциям мощностью до 330 кВт и воздерживаются от атак по более крупным объектам мощностью 750 кВт, включая ГЭС и плотины. «Однако киевские руководители до сих пор не прислушались к предупреждениям российских представителей. И если эта история продолжится и окажется повреждено до 60% энергосистемы Украины, то новых ударов не понадобится – вся ее экономика «ляжет», – предположил Килинкаров.
Отреагировав на атаки по столице, президент Украины Владимир Зеленский написал в своем Telegram-канале в понедельник: «Враг может ударить по нашим городам, но нас ему сломать не удастся». Победительный настрой Зеленский продемонстрировал и в очередном видеообращении накануне. Но в то же время признал, что в ключевых горячих точках в Донбассе, у Соледара и Бахмута, «идут очень тяжелые бои».
Тем не менее глава европейской дипломатии Жозеп Боррель перед началом встречи глав МИД ЕС в понедельник подчеркнул: «Мы должны поддерживать Украину и в дальнейшем». И выразил надежду на то, что участники встречи примут решение о создании тренировочной миссии для украинских военных, а также обсудят введение санкций против Ирана из-за поставок беспилотников для России.
Тему поражения РФ в тот же день в рамках телемарафона развил и экс-глава Службы внешней разведки Украины, генерал Николай Маломуж. «Удержать херсонское направление очень сложно», – конкретизировал Маломуж. В подобных обстоятельствах, по его определению, для российской стороны критически необходимо добиться перемирия, прежде всего чтобы не потерять уже взятые под контроль территории.
В свою очередь, аналитики американского Института изучения войны (ISW) предупредили в свежем отчете, что всякую приостановку боевых действий власти РФ используют лишь для того, чтобы заморозить линию фронта в лучшей для себя позиции, а затем возобновить военную операцию с новыми силами. А потому те, кто стремится к прочному миру, «должны сопротивляться искушению заморозить линии боевых действий за пределами международных границ Украины». Украина, по мнению аналитиков из ISW, должна вернуть определенные районы, чтобы обеспечить свою долгосрочную безопасность и экономическую жизнеспособность.
Так, например, от возвращения под контроль Киева Херсонского региона будет зависеть обороноспособность Николаева, Одессы и всего украинского побережья Черного моря. А задача восстановления жизнеспособной экономики Украины также требует возвращения Запорожья вместе с Запорожской АЭС, наряду с Донбассом.
Примечательно, что Крым при этом был признан стратегически важным как для НАТО, так и для Украины. При сохранении своего контроля РФ может размещать на полуострове противовоздушные и противокорабельные ракеты на 325 км к западу, а также авиацию в Севастополе, что примерно на 300 км западнее, нежели авиабазы на материковой части российской территории. И это имеет большое значение для масштаба воздушной и ракетной угрозы, которую Москва может представлять для юго-восточного фланга НАТО, рассказали в ISW.
Другими словами, представители ISW вполне убедительно объяснили причину непосредственной заинтересованности альянса в возвращении Крымского полуострова Киеву. Хотя чем обуславливалась выраженная ими обеспокоенность по поводу стремления России к новым переговорам с Украиной – в отсутствие новых предложений со стороны РФ на этот счет, – так и осталось неясным.
Как пояснил «НГ» глава Центра политической информации Алексей Мухин, западные страны не знают, что делать сегодня с Россией. Там продолжают вводить бесконечные санкции, из-за чего уже приходится отвечать на неудобные вопросы общественности, которая требует отказаться от санкционного режима и восстановить взаимодействие с Россией. «Но сами вернуться к переговорам западные руководители не могут, чтобы не потерять лицо. Поэтому они инспирируют различные вбросы, в том числе от лица американской разведки. Хотя в этом нет необходимости. Президент России Владимир Путин и глава МИД РФ Сергей Лавров ранее четко заявили о готовности к переговорам в условиях продолжения военных действий», – сформулировал Мухин. Тогда как президент Украины Владимир Зеленский, напомнил он, сам себе запретил переговариваться с российской стороной.
Очевидно, заметил в беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД Николай Силаев, что Запад разный. И за единой внешне позицией западных стран скрываются различные интересы, зачастую противоречащие друг другу. Вероятно, эти противоречия станут более заметными по мере усиления экономического кризиса. Но, видимо, генеральная линия Запада по-прежнему нацелена на то, чтобы обеспечить победу Украины на поле боя. Об этом свидетельствует также поступающая из-за рубежа военная помощь, хотя, возможно, и не в таких объемах, которых хотелось бы Киеву.
В то же время параллельно могут выдвигаться и какие-то переговорные инициативы. Вроде тех, с которыми выступала Турция. Но при этом следует понимать: на Западе изначально исходят из того, что ранее все было хорошо и проблем не существовало, но вдруг Россия начала специальную военную операцию. И если бы там согласились на переговоры по вопросам, интересующим Россию, это подразумевало бы также небесспорность изначально заявленной позиции, уточнил Силаев.
Тогда как представители России, продолжил он, подчеркивали на самом высоком уровне свою готовность к переговорам с Киевом. И также на самом высоком уровне подтвердили, что достигнутые в марте договоренности были отозваны украинской стороной. При том, что внутри самой России, к примеру, эти договоренности были довольно непопулярны, но все же руководство РФ на них пошло, оговорил эксперт. В определенных обстоятельствах, не исключил он, для Киева вновь может стать актуальным вопрос о возобновлении переговоров с Москвой. Но при этом президент Владимир Зеленский окажется в худшей позиции, нежели был в марте. Это ухудшение будет означать и удар по его имиджу, поскольку люди способны выйти на улицу, чтобы выразить возмущение недостаточной патриотичностью властей. Что параллельно заставит и Запад усомниться в неизменности заявленных Киевом подходов.
«В такой ситуации представители украинского руководства вынуждены постоянно крутить педали, продолжая боевые действия и пытаясь обострить военные угрозы для России. А если они захотят начать деэскалацию, то неизбежно окажутся в ловушке, между двумя огнями. Похоже, поэтому президент Зеленский и подписал ту странную бумагу о невозможности переговоров с Путиным. Чтобы таким образом заверить в неизменности своей позиции и Запад, и «домашнюю» еще более радикальную оппозицию», – резюмировал Силаев.