В Степанакерте прошли стихийные митинги. Фото с сайта www.artsakhpress.am
Правительственная делегация самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) во главе с президентом Араиком Арутюняном находится в Ереване. Цель приезда – обсуждение ситуации вокруг Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха). Главный вопрос – принятое на полях неформального саммита ЕС в Праге заявление, согласно которому Армения и Азербайджан взаимно признали территориальную целостность. Об этом же говорит и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года.
Поездке правительственной делегации Арцаха в Ереван предшествовал стихийный митинг, проходивший в Степанакерте почти двое суток. Была заблокирована президентская резиденция, участники акции потребовали, чтобы к ним вышел Арутюнян и ответил на вопросы.
Но что мог ответить Арутюнян, если, по выражению первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, о происходящем вокруг Нагорного Карабаха и самой Армении знает только премьер-министр Никол Пашинян и, возможно, несколько приближенных к нему лиц. Именно поэтому в карабахских верхах возникло решение обсудить ситуацию непосредственно с Пашиняном.
Принятое в Праге заявление кажется однозначным. Но дело в том, что до 21 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум по будущему обустройству края. И тогда абсолютное большинство населения проголосовало за выход из состава Азербайджана и независимость. Другое дело, что в референдуме не принимало участие азербайджанское меньшинство автономии. Но армянская сторона назвала это конституционным правом азербайджанцев, а итоги референдума объявила законными.
Теперь, очевидно, армянская сторона будет манипулировать именно этим обстоятельством: то есть на момент подписания Алма-Атинской декларации Нагорного Карабаха в составе Азербайджана уже не было, поэтому принятое в Праге совместное заявление якобы не противоречит независимому статусу Карабаха, пусть и непризнанному.
Сегодня для урегулирования ситуации предлагаются два варианта – российский и европейский. Согласно российскому плану, Армения и Азербайджан решают все свои двусторонние проблемы, а вопрос о статусе Нагорного Карабаха откладывается на неустановленный срок. Армения не возражает против этого, зато против Азербайджан, президент которого Ильхам Алиев после 44-дневной войны 2020 года не раз заявлял о том, что Карабах никакого статуса никогда не получит.
Европейский план урегулирования предлагает то же самое плюс создание механизма диалога между Баку и Степанакертом при участии международных структур, в ходе которого будут устранены противоречия. Но и это не устраивает Алиева, который накануне упомянутого пражского саммита заявил, что Баку ни с одним политическим центром не собирается обсуждать судьбу Карабаха, поскольку этого вопрос считает закрытым: Карабах – часть Азербайджана.
В самой Армении отношение к происходящему двойственное. Так, председатель комиссии Национального собрания (парламента) по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил, что после 44-дневной войны у Армении не осталось ресурсов для обеспечения прав и свобод народа Арцаха, в том числе и безопасности. С подобным подходом согласна небольшая часть общества, считающая, что Карабах стал удавкой на шее Армении. Однако большая часть убеждена, что Армения должна продолжать отстаивать интересы Арцаха. Депутат оппозиционной фракции парламента «Армения» Ишхан Сагателян, комментируя заявление Агаджаняна, сказал, что у страны есть все ресурсы и возможности для защиты Арцаха, как это было в предыдущие 30 лет. «Другое дело, что в Армении нет правительства, которое защищает свою родину и соотечественников и, главное, цель находящихся у власти людей – сохранить свою власть», – заявил Сагателян.
В экспертном сообществе говорят, что отныне предстоит выбрать меньшее из двух зол: и бросать Арцах на произвол судьбы вроде нельзя, но и новую войну с Азербайджаном выиграть крайне тяжело.
Секретарь парламентской фракции правящей партии «Гражданский договор» Артур Ованесян, комментируя ситуацию, призвал не искать в линии Никола Пашиняна подводных течений. По его словам, текущая внешняя политика прозрачна и о ней своевременно информируется общественность. При этом он признал существование серьезных проблем. «Мы продолжаем работать с нашими партнерами. Мы все еще ожидаем от них четких действий, связанных с восстановлением территориальной целостности нашей страны и запуска договорных механизмов», – подчеркнул Ованесян.
На момент подписания номера в печать о результатах переговоров представителей Арцаха и властей Армении ничего не было известно.