На фото встреча Александра Лукашенко с встреча с Асланом Бжания. Фото сайта president.gov.by
Поездка президента Белоруссии Александра Лукашенко в Абхазию может обернуться разрывом дипломатических отношений между Тбилиси и Минском. Грузинская сторона ждет объяснений и обвиняет Лукашенко в нарушении международных норм и государственной границы Грузии. Накануне около посольства Белоруссии в Тбилиси состоялась многолюдная акция под лозунгом «Абхазия – Грузия», с плакатами с непечатными оскорблениями в адрес белорусского лидера, а также сожжением портретов Александра Лукашенко и Владимира Путина.
Визит Александра Лукашенко в Абхазию проходил в какой-то полусекретной обстановке. Были приняты повышенные меры безопасности, но кто именно прибыл в частично признанную республику, местные жители узнали позже, поскольку никакая иностранная государственная атрибутика представлена на улицах абхазских городов не была.
Встреча Лукашенко с абхазским руководством прошла в Пицунде, на той самой госдаче, на которую претендует Россия (см. «НГ» от 31.07.22). Тема беседы Лукашенко с лидером Абхазии Асланом Бжания держится в секрете. Обильно тиражируются лишь слова Лукашенко, о том что он «с нашим старшим братом Владимиром Путиным накануне до глубокой ночи обсуждал положение Абхазии», и они пришли к выводу, что республику нельзя оставлять на произвол судьбы.
В свою очередь, Аслан Бжания не без удовольствия напомнил, что в 1996 году на встрече глав государств СНГ именно президент Белоруссии не согласился с введением экономической блокады против Абхазии.
Поездка Лукашенко в частично признанную республику вызвала бурное возмущение в Грузии. И оппозиция, и государственные лидеры, начиная от мэра Тбилиси Кахи Каладзе и заканчивая президентом Саломе Зурабишвили, назвали действия президента Белоруссии недружественными. Посол Белоруссии Анатолий Лис был вызван для объяснений в МИД Грузии. В официальном заявлении внешнеполитического ведомства выражен протест и говорится о том, что подобные действия негативно отразятся на многолетних добрых отношениях между двумя странами.
Президент Саломе Зурабишвили в социальной сети написала, что Лукашенко недопустимым образом нарушил «Закон об оккупированных территориях Грузии» и принципы международного права.
Конфликтолог Паата Закареишвили в поездке Лукашенко в Абхазию видит признаки того, что Белоруссия может признать независимость вышедшей из-под контроля Тбилиси автономии. Еще при президенте Михаиле Саакашвили Лукашенко объявил, что, несмотря на ощутимое давление Москвы по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии, он этого делать не собирается. Саакашвили в ответ рассыпался в благодарностях и даже попытался по мере своих сил снять с Лукашенко ярлык «последнего диктатора Европы».
Однако со временем позиция Александра Григорьевича трансформировалась. Уже в 2018 году он обмолвился, что Белоруссия может признать независимость Абхазии в случае необходимости. В феврале нынешнего года он повторил это. А уже в июне с президентом Абхазии Асланом Бжания встречался его личный представитель Виктор Шейман. Именно тогда Бжания заявил, что Абхазия готова на более тесную интеграцию с Россией.
Бывший спикер парламента Грузии Давид Усупашвили, комментируя происходящее, заявил, что «Лукашенко действовал как сотрудник аппарата президента России». По его мнению, в краткосрочной перспективе он может совершить довольно неприятные для Тбилиси поступки. Но какого-то долгосрочного влияния эти действия иметь не будут. Усупашвили считает, что поездка Лукашенко в Абхазию была направлена не столько против Грузии, сколько для укрепления отношений с Абхазией. Экс-спикер не исключает, что в ходе переговоров могли быть затронуты самые различные вопросы: и участие жителей Абхазии в событиях в Украине, и вхождение Абхазии в Союзное государство России и Белоруссии, и даже такая «мелочь», как передача госдачи в Пицунде в собственность России. Усупашвили считает, что Грузия не должна мешкать с острой дипломатической реакцией.