Рано утром 11 сентября на Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС) остановлен последний из шести энергоблоков. Соответствующее решение вызвано очередным витком эскалация конфликта в зоне проведения специальной военной операции (СВО), вызванным осенним контрнаступлением Вооруженных сил Украины (ВСУ) сразу на двух участках фронта. Дальнейшая эскалация чревата угрозой повторения Чернобыля или Фукусимы.
Внимание всего мира обращено к ЗАЭС, находящейся неподалеку от линии боевого соприкосновения в северо-западной части Запорожской области. Объект находится близ города Энергодара на левом берегу Днепра, к югу от Каховского водохранилища. Днепр впадает в Черное море, которое через проливы Босфор и Дарданеллы сообщается со Средиземноморьем. На ЗАЭС находятся шесть (из 15 ядерных реакторов Украины), из которых до недавнего времени два работало.
В ходе стремительного весеннего наступления южная группировка российских войск заняла юго-восток Украины, в том числе Энергодар и ЗАЭС. При этом станция не прекращала работы, поставляя электричество как освобожденным территориям Запорожской и Херсонской областей, так в населенные пункты, остающиеся под контролем Киева.
Так продолжалось до 9 сентября, когда администрация украинского президента Владимира Зеленского перекрыла подачу электроэнергии через линию боевого соприкосновения. Председатель движения «Мы вместе с Россией», член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов сообщил: «Они намеренно не принимают электричество, хотя техническая возможность подавать туда есть».
Утром того же дня ВСУ предприняли третью по счету (первая и вторая были 1 и 3 сентября) попытку высадки десанта на северное побережье Каховского водохранилища. По словам главы администрации Энергодара Александра Волги, «была очередная попытка прорыва десанта со стороны Никополя в направлении Каменки-Днепровской, удар успешно отражен».
Непосредственно перед вылазкой вражеская артиллерия обстреляла подстанцию «Луч», что оставило без света весь Энергодар. Тогда и было принято решение об остановке последнего работающего энергоблока станции, что было осуществлено рано утром 11 сентября.
На брифинге Минобороны РФ представителям прессы заявили: «Несмотря на присутствие представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), киевский режим продолжал провокации на ЗАЭС с целью создания угрозы техногенной катастрофы. В течение суток зафиксировано три артиллерийских обстрела города Энергодара. Всего выпущено 16 снарядов из районов населенных пунктов Ильинка и Марганец, расположенных на противоположном берегу Каховского водохранилища. В результате попадания в трансформаторную подстанцию город остался без электричества».
На аналогичном мероприятии 9 сентября было сказано: «За прошедшие сутки киевский режим выпустил 27 снарядов по Энергодару, продолжая провоцировать катастрофу на ЗАЭС. Ответным огнем российской артиллерии огневые средства противника были подавлены».
Обстрелы велись и ранее. Так, 4 сентября Александр Волга сказал, что один из артиллерийских снарядов попал энергоблок, «нерабочий, который пока не находится в рабочем состоянии». Причем попадание было сквозное.
Система безопасности энергоблоков имеет структуру, которую невозможно нарушить одним попаданием. Атомные электростанции проектируются и строятся с учетом самых неблагоприятных воздействий – как внутренних, так и внешних. Тем не менее, энергоблоки считаются объектами повышенной опасности. В реактор действующего энергоблока загружены урановые стержни, а отработавшее ядерное топливо находится в специальных местах хранения на территории станции.
В случае, если ЗАЭС получит серьезные повреждения, которые будут сопровождаться крупным пожаром (что бывает нередко при воздействии упомянутых средств поражения), может произойти утечка радиации, по масштабам сопоставимая с Чернобыльской трагедией. А при негативном сочетании факторов – и гораздо более крупных масштабов.
Поскольку в Запорожской области ведутся активные боевые действия, работа пожарных, спасателей и ремонтников на ЗАЭС может быть серьезно затруднена. Тогда им не удастся действовать столь же эффективно, как советским спасателям и ремонтникам в Чернобыле и японским в Фукусиме.
Последствия возможной аварии для Европейского континента трудно предсказать. Все будет зависеть от масштаба нанесенных станции повреждений, количественного выброса радиации, квалификации и состава ремонтных и спасательных служб. Большую роль будет играть позиция лиц, принимающих решения в Киеве и Москве.
Самым страшным будет разлет радиоактивных частиц по территории станции и за ее пределы, с последующим неконтролируемым распространением радиации и загрязнения окружающей среды. С учетом периода полураспада радиоактивных частиц время воздействия на природу, включая живые организмы, составит десятки лет.
Напомним, в последний летний день на станцию прибыла миссия МАГАТЭ в составе 13 экспертов во главе с генеральным директором Рафаэлем Гросси. Она познакомились с реальным положением дел, выслушали доклады сотрудников ЗАЭС, опросили их. Проведя на станции несколько часов, большинство экспертов покинули объект, оставив там лишь двух наблюдателей.
К сожалению, в составе миссии не оказалось специалистов-баллистиков, которые могли бы по направлению прилета снарядов определить, откуда ведутся артобстрелы. Поэтому уверения сторон конфликта (как Киева, так и Москвы) о непричастности к огневому воздействию на станцию до сих пор не проверены независимыми экспертами.
В день визита инспекторов МАГАТЭ территорию станции и сразу после него ВСУ предприняли две попытки высадки на побережье Каховского водохранилища. Обе были отбиты российскими войсками и Росгвардией с большими потерями для нападавших в личном составе и технике.
Рафаэль Гросси провел пресс-конференцию по итогам осмотра ЗАЭС. «Что касается физической безопасности станции, то здесь, безусловно, красный цвет. Мы видели следы военных действий вокруг станции, повреждения на зданиях. Физическая целостность станции нарушалась несколько раз», — подчеркнул гендиректор МАГАТЭ.
Как стало известно из материалов миссии, на станции нарушены все семь столпов ядерной безопасности, а члены миссии во время обследования стали свидетелями обстрела объекта, на котором находились. Вместе с тем радиационный фон все еще в пределах нормы.
Специалисты МАГАТЭ рекомендовали создать «зону безопасности» вокруг станции. Поскольку документы организации носят рекомендательный характер, а сама она не имеет эффективных рычагов воздействия на стороны конфликта, миссии подобных той, что состоялась 28 августа – 6 сентября, по определению не могут привести к разрешению кризиса.
комментарии(0)