Светлане Тихановской будет помогать работать контактная группа Совета Европы. Фото со страницы Светланы Тихановской в Twitter
Объединенный переходный кабинет – «коллективный исполнительный орган» оппозиции издал постановление, в котором заявляет, что Белоруссия сегодня полностью зависит от России, и оповещает, что его цель – борьба за суверенитет страны. Между тем Александр Лукашенко заявил о возможности лишения гражданства тех, кто из-за границы «вредит стране», а КГБ Белоруссии признал в четверг переходный кабинет экстремистским формированием.
Спустя месяц после своего создания Объединенный переходный кабинет белорусской оппозиции, сформированный Светланой Тихановской, выпустил первое постановление. В основном оно ориентировано на внешнюю аудиторию. Кабинет заявляет, что правительство Александра Лукашенко полностью зависит от России и поддерживает ее действия на территории Украины. Лидеры оппозиции видят в этом угрозу для суверенитета республики и заявляют, что будут вести борьбу с этой линией «в том числе путем организационной и технической поддержки белорусского добровольческого, волонтерского и партизанского движений». Кабинет также заявляет себя в качестве представителя интересов Белоруссии на международной арене.
Напомним, что о создании Объединенного переходного кабинета – «коллективного исполнительного органа» – Светлана Тихановская оповестила «град и мир» 9 августа на конференции «Новая Беларусь». Она объявила саму себя его руководителем, а также назначила членов этого органа – бывшего дипломата Валерия Ковалевского, бывшего министра культуры Павла Латушко и бывших силовиков Александра Азарова и Валерия Сахащика.
По определению Павла Латушко, «кабинет должен обеспечить транзитный период перехода власти в руки народа и упразднение тоталитарного режима Лукашенко».
Между тем Комитет государственной безопасности Белоруссии признал экстремистским формированием Объединенный переходный кабинет, сформированный белорусской оппозицией в августе текущего года.
Информация о включении структуры появилась в четверг в перечне организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности, публикуемом на сайте Министерства внутренних дел республики. В ней говорится, что основанием для включения стало решение КГБ от 30 августа, причиной – то, что «группа граждан, являющихся руководителями, создателями и участниками инициативы «Объединенный переходный кабинет», осуществляет экстремистскую деятельность».
В окружении Светланы Тихановской сообщали, что Объединенный переходный кабинет «будет представлять собой альтернативный орган власти, с которым будут иметь дело политики демократического мира».
Все участники этой структуры вполне могут в ближайшее время лишиться белорусского гражданства. На днях Александр Лукашенко заявил: «В рамках подготовленного законопроекта нужно еще раз посмотреть на тех, кто, выехав за границу, действует во вред государству и народу, совершая преступления. Такие известны, все до единого. Мы их знаем. Достойны ли эти люди оставаться гражданами Беларуси, если они сбежали из родной страны и фактически разорвали с ней связь? Вопрос касается того, что многие депутаты, да и граждане поднимали вопрос: сбежали, вредят, преступники фактически и продолжают преступную деятельность – предложено было лишать их гражданства. Об этом идет речь».
Но одновременно президент пообещал провести амнистию в честь Дня народного единства (отмечается 17 сентября). Лукашенко подчеркнул: «За последние два года поумнели все. Особенно в местах не столь отдаленных. Но это уже МВД сейчас доложит, они и несут персональную ответственность за тех, кто амнистирован будет. Да и работать им с ними на свободе. Если эти люди раскаялись, встали на путь исправления, полностью загладили свою вину, к ним можно проявить снисхождение. Предлагаю обсудить круг лиц, на которых следует распространить амнистию».
При этом президент предупредил: «Послабления допустимы только в отношении тех, кто реально этого заслуживает. То есть в основе должна быть справедливость. Бандиты и экстремисты не из этой серии! Особенно те, которые пытались под откос пустить наши поезда, готовили террористические акты и пытались убить наших граждан».
Политический аналитик Александр Класковский на интернет-ресурсе «Салидарнасць» так прокомментировал заявление Лукашенко о возможном лишении политэмигрантов гражданства: «Я думаю, конечно, что за этим законопроектом стоят политические мотивы, в первую очередь он заточен против тех, кого Лукашенко называет «беглыми», то есть против лидеров протеста 2020 года, которые были вынуждены уехать за границу. Здесь, видимо, есть соображение урезать их в правах, допустим, лишить возможности претендовать на президентскую должность и т.д. Хотя понятно, что при нынешней системе никаких выборов и так не будет».
Эксперт также отмечает: «Кроме всего прочего, МВД рассчитывает на «профилактический эффект» этой законодательной инициативы. Фирменный стиль этого режима – запугать, чтобы те, кто уехал, боялись лишиться гражданства и права въезда в страну на срок до 30 лет и особо не высовывались, сидели как мыши».
Возможные же причины амнистии в своем Telegram-канале комментирует политолог Артем Шрайбман: «Адресата у амнистии чисто теоретически может быть два – народ (чтобы показать милосердие и кого-то успокоить) и Запад (чтобы улучшить отношения, снять санкции).
Первое объяснение кажется абсолютно нелогичным. Нет ни одного признака, что Лукашенко считает нужным идти на уступки обществу или как-то разрядить обстановку в стране через амнистию. Иначе решение было бы более комплексным, параллельно репрессии бы сворачивались, а не продолжали нарастать».
Эксперт считает, что вторая версия более правдоподобна: «Лукашенко что-то нужно от Запада. Я бы сказал, что если амнистия, как все того и ждут, будет ограниченной и не приведет к освобождению самых известных политзаключенных, то никакой серьезной разморозки не будет.
За снятие любых санкций в ЕС должен быть консенсус. И даже если бы Венгрия или Италия смогли подать такую идею после частичной амнистии, Польша и Литва ее заблокировали бы сразу же. Но Лукашенко все равно хочет протестировать этот вопрос, рискуя оставить силовиков недовольными. А значит, уровень боли от санкций таков, что Минск, как и несколько раз прежде в своей истории, решает пойти на уступку без того, чтобы Запад моргнул первым».