0
7568
Газета СНГ Печатная версия

06.09.2022 20:14:00

Абхазия может открыть торговую границу с Грузией

Сухум рассматривает вариант превращения в транспортный хаб

Тэги: абхазия, торговая граница, грузия, перевозки, рф, госдача, пицунда, санкции, глобальная трасформация, логистика


абхазия, торговая граница, грузия, перевозки, рф, госдача, пицунда, санкции, глобальная трасформация, логистика Переход через абхазские КПП в Грузию могут упростить. Фото РИА Новости

В Абхазии рассматривается возможность отмены ограничений перевозки грузов через границу с Грузией по реке Ингури. С таким предложением выступила рабочая группа по изучению вопроса транзита грузов через территорию Абхазии, созданная администрацией президента частично признанной республики. Инициатива выдвинута на фоне некоторого обострения отношений с Москвой, вызванного требованием посла России в Абхазии Михаила Шургалина о предоставлении права России приобретать недвижимость в Абхазии.

Напряженность между Москвой и Сухумом возникла неожиданно. Это притом, что в Послании президента Абхазии Аслана Бжания народу подчеркивалась необходимость дальнейшего сближения с Россией и вхождения Абхазии в Союзное государство России и Белоруссии и другие российские интеграционные объединения. Впрочем, Послание президента в самой Абхазии было воспринято неоднозначно. Так, бывший мэр Сухума Кан Кварчия отозвался о нем как «обо всем и ни о чем». А известный абхазский блогер Тенгиз Джопуа саркастически написал: «30 лет прошло (со дня объявления независимости Абхазии. – «НГ»), а президентского спичрайтера никак не поменяют», – подразумевая неизменность президентских посланий народу Абхазии.

Недоразумения возникли по поводу передачи российской стороне государственной дачи в Пицунде с прилегающей территорией (см. «НГ» от 31.07.22). Переговоры по этому вопросу проходили в непубличной обстановке и вызвали в Абхазии возмущение, когда о них стало известно. По ходу также выяснилось, что Россия желает получить полностью приграничное село Аибга, которое сейчас разделено пополам границей. Не прочь овладеть Ингурской ГЭС, что проблематично, поскольку станция находится и на территории Грузии. В целом настаивает на том, чтобы Абхазия пересмотрела закон о недвижимости так, чтобы иностранцы (считай, граждане РФ) получили право приобретать собственность в этой республике.

Новый посол РФ в Абхазии Михаил Шургалин ультимативно предупредил: если парламент Абхазии не ратифицирует соглашение о передаче государственной дачи в Пицунде с прилегающей территорией, а также не пересмотрит закон о праве приобретения недвижимости, то российские военные покинут Абхазию, будут свернуты все инвестиционные программы и проекты по реабилитации аэропорта и железной дороги.

Политолог Астамур Тания считает, что отношения между Россией и Абхазией завязаны гораздо глубже, чем вопрос передачи госдачи в Пицунде и продажи недвижимости россиянам. «Давление может усугубить проблему. Абхазское общество не приемлет никакую форму давления. В нашей истории много случаев, когда нас пытались заставить принимать решения, но в долгосрочной перспективе это не работает», – цитирует политолога региональное издание JAM-news. По мнению Тания, перед Москвой и Сухумом стоит задача строительства гармоничных отношений на долгий период, несмотря на диспропорцию в масштабах двух государств. «Я не помню ни одного случая, чтобы российские партнеры нас не поняли», – заявил Астамур Тания. Он считает нереалистичной идею о вхождении Абхазии в Союзное государство России и Белоруссии в силу разного уровня развития и сильных отличий в законодательстве. А главное, как следует из слов политолога, Москва о таком проекте ничего пока не говорила. Что же касается земельного вопроса, то Астамур Тания называет землю главным и чуть ли не единственным богатством Абхазии, грамотное использование которой может обеспечить существование многих поколений абхазского народа.

193-5-3480.jpg
Аслану Бжания придется согласовать
с жителями Абхазии транзит грузов
через Грузию. 
Фото с сайта www.presidentofabkhazia.org
В условиях описанного осложнения отношений с Россией инициатива о фактическом открытии экономической границы с Грузией может быть расценена как отход Абхазии от России в сторону бывшей метрополии, даже в условиях неурегулированности конфликта с ней.

Однако абхазский политолог, редактор издания «Чегемская правда» Инал Хашиг утверждает, что предложение о транзите в грузинском направлении и обратно является частью изменений в регионе, связанных с окончанием 44-дневной войны в Нагорном Карабахе: Баку и Ереван договорились об открытии транспортных коридоров. Несомненно, свою роль играет и российско-украинский конфликт. «Противостояние между Западом и Россией достигло критической отметки. Евросоюз ввел против России беспрецедентное количество санкций. Началась глобальная трансформация логистики. Это не могло не отразиться на Южном Кавказе в целом и на Абхазии в частности», – сказал «НГ» Инал Хашиг. По его словам, Абхазия исторически являлась транзитным коридором, но за последние 30 лет от него остался лишь один маршрут: из Абхазии в Россию и обратно.

«Статьи в доходной части бюджета Абхазии от транзита товаров нет, тогда как для многих государств транзит приносит огромные суммы в казну. И сейчас, когда появляются новые логистические маршруты, стоять и наблюдать, как уплывают реальные деньги, которые так нужны Абхазии, просто глупо», – считает Хашиг. По словам политолога, когда Россия фактически отрезана от Евросоюза, турецкое направление становится для нее одним из важнейших, соответственно и для Абхазии тоже. И уже начался транзит грузов из России в Турцию и обратно по территории Абхазии и через ее порты. «Железная дорога и морские порты Абхазии начали зарабатывать, чего не было с советских времен. Эту динамику надо развивать», – сказал «НГ» Хашиг. Политолог сообщил, что еще больше денег принесут потоки грузов через абхазско-грузинскую границу. Именно с такими аргументами рабочая группа рекомендовала президенту Абхазии отменить все существующие ограничения деятельности КПП на абхазско-грузинской границе, которую Тбилиси, к слову, продолжает считать административной. «Если президент выполнит полученные рекомендации, то Абхазия как минимум в одностороннем порядке сможет принимать транзитные грузы не только из самой Грузии, но и из Турции и Армении. Понятно, что этот процесс принесет не только финансы, но и риски, которые связаны с неурегулированностью конфликта с Грузией. Но без этого Абхазии будет сложно развивать свою транспортную инфраструктуру. Это касается и автомагистралей и железной дороги, и морских портов и аэропорта», – считает Хашиг.

Он подчеркнул, что между властями Грузии и Абхазии по данному вопросу консультаций пока нет. Но, считает политолог, если Сухум в одностороннем порядке рискнет открыть свою границу, то и Тбилиси пересмотрит нынешнюю ситуацию.

«Прежде чем президент Абхазии Аслан Бжания примет какое-либо решение по вопросу транзита грузов через Ингури, этот вопрос должен пройти детальное обсуждение в абхазском обществе, сенситивно реагирующем на все, что связано с Грузией», – сказал Инал Хашиг. 


Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1091
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
963
Войну в Конго пытаются остановить крупной сделкой

Войну в Конго пытаются остановить крупной сделкой

Данила Моисеев

Власти республики предлагают Западу полезные ископаемые в обмен на защиту от Руанды

0
714
Экономические убытки меняют политическую ситуацию в Таджикистане

Экономические убытки меняют политическую ситуацию в Таджикистане

Андрей Захватов

Нести деньги в российские банки выгоднее, чем вкладывать их в республику

0
1386

Другие новости