Александр Лукашенко объяснил, когда правительство включает печатный станок. Фото с сайта www.president.gov.by
Согласно данным свежего социологического исследования, только 10% белорусов имеют сбережения, достаточные, чтобы прожить без работы полгода. У половины же едва хватит на месяц. Это тревожное положение фиксируется на фоне слухов о возможной девальвации белорусского рубля, которые были спровоцированы недавними высказываниями Александра Лукашенко. Эксперты считают, что все это во многом связано с тем, что санкции нанесли экономике страны серьезный ущерб.
В ходе опроса, проведенного одной из ведущих белорусских консалтинговых компаний SATIO, обнаружилось, что почти у половины белорусов при потере работы сбережений хватит на срок не более месяца. А средства на полгода и более имеются лишь у каждого десятого.
Об этом сообщает интернет-портал «Хартия 97» и констатирует, что большинство белорусов находятся в тревожной ситуации. Ведь если в большинстве европейских стран можно прожить на пособие по безработице, то, например, в Минской области в июле 2022 года оно составляло всего 29,8 рубля. Для понимания, это около 700 российских рублей.
Между тем в последние дни эксперты активно обсуждают возможность проведения в Белоруссии девальвации белорусского рубля. И пищу им дал не кто иной, как сам Александр Лукашенко.
Недавно, встречаясь с аграриями, президент заявил: «Мы пережили две пятилетки возрождения деревни. И когда первую пятилетку мы планировали в той страшной бедноте, я вспоминаю двух человек. Александра Андреевича Попкова, он был тогда, по-моему, вице-премьером, и Петра Петровича Прокоповича, был председателем Национального банка. Это люди, которые были один справа, один слева. Сформировали план пятилетний возрождения деревни… Сегодня мы понимаем, что тогда мы не ошиблись, создавая укрупненные товарные сельскохозяйственные производства… При той бедноте мы решили возвращать долги народу. А денег не было. А где брали? Помните ту дикую инфляцию и девальвацию нашей валюты? Сегодня я уж честно могу сказать, что тогда я дал распоряжение председателю Нацбанка Петру Петровичу Прокоповичу: где не хватит – будем печатать. Никому об этом ничего не говоря, мы, конечно, деньги подпечатывали. И отдавали на аграрные проекты».
Можно было бы счесть это некой обмолвкой, однако тему подхватили государственные пропагандисты. Вот что сказал в эфире ОНТ Игорь Тур: «Девальвацию Прокоповича я помню хорошо… Укрепив болезненной девальвацией аграрный скелет, мы получили возможность развивать дальше организм белорусской экономики. Без той девальвации ради аграрного сектора не было бы сегодня у нас сильной промышленности, химического комплекса и даже модной IT-сферы. Если вдруг мы потеряем сельское хозяйство – дело будет не только в ней. Тогда просто сожмется вся экономика».
Высказался и эксперт Николай Щекин из Академии наук: «Действительно, Александр Лукашенко взял на себя полную ответственность и позволил провести определенную девальвацию, понимая, какую нагрузку понесет страна. Другого выхода не было… И действительно, такие как Александр Попков и Петр Прокопович выступили в качестве мотора по реализации программы возрождения и развития села».
Между тем экономист Катерина Борнукова, комментируя ситуацию, заявила на «Еврорадио»: «Это российская экономика пока меньше реагирует на санкции, так как на Россию не были наложены столь жесткие санкции. Беларусь же сейчас находится под более жесткими санкциями с точки зрения экспорта. Для нас это более чувствительно, потому что в Беларуси более открытая экономика. Мы видим, что за последние три месяца у нас огромное падение по отношению к прошлому году. На примере Беларуси видно: санкции работают. Просто мы можем сглаживать какие-то нюансы благодаря поддержке России. Как только Россия нас не захочет поддерживать – ситуация будет гораздо серьезнее. При этом надо помнить: реальные зарплаты населения падают быстрее, чем обычно, падает и занятость, которую уже не объяснить старением населения».
В свою очередь, Ярослав Романчук, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса в своем Youtube-канале «Экономика здравого смысла» так объясняет причины разговоров о девальвации: «В данной ситуации Минфин и кабмин не обращают внимания на долги, считают, что это меньшее из всех зол, и говорят, что, если мы не профинансируем обязательные расходы, будет большая проблема.
Нацбанк говорит: друзья, вы понимаете, что инфляция – это монетарное явление. Это увеличение денежной массы, и второе явление, которое из этого вытекает, – рост цен. И если мы будем печатать много денег в условиях, когда экономика сокращается и падает, то будет большое количество фантиков. Цены соответственно будут идти вверх, потому что фантиков больше – товаров меньше, спроса на рубли меньше – вот вам, пожалуйста, классический кейс инфляции».
По мнению эксперта, противостояние правительства и Нацбанка, которое наблюдается в Белоруссии, – следствие неэффективной экономической модели, созданной в стране.
Экономист резюмирует: «И понятное дело, что в этой ситуации «козлом», который за все это платит, являются потребитель и производитель, потому что цены будут выше, валюта будет недоступней, товаров будет меньше и самое критичное – рабочих мест будет меньше, потому что большие начальники с теми людьми, которые являются потребителями чужого, между собой не договорились. Белорусская модель «Совок/Госплан» – это проклятие для всех, кроме 3% его бенефициаров. Они зарабатывают на всем, начиная от инфляции, заканчивая убытками государства».