Президент России Владимир Путин принимает участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по видеосвязи в Москве, Россия, 27 мая 2022 года. Фото REUTERS
Главы правительств государств Евразийского экономического союза (ЕЭАС) и приглашенных стран соберутся 25–26 августа на Иссык-Куле в Чолпон-Ате на очередное заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМС). Основной вопрос повестки дня – формирование общего энергетического рынка. На заключительном этапе до 1 января 2025 года предусмотрено вступление в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
Работа по формированию общих энергорынков и гармонизации национальных законодательств ведется с учетом базовых принципов, предусмотренных Договором о ЕАЭС, концепцией и программой формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Тем временем один из участников объединения – Казахстан – уже в сентябре планирует начать продажу части своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана в обход России.
Казахстан стремится диверсифицировать маршруты вывоза своей нефти и ищет альтернативные варианты. Одним из таких стал маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Казахстанская компания «КазМунайГаз» и азербайджанская SOCAR планируют в конце августа подписать соответствующий контракт на прокачку казахстанской нефти в объеме до 1,5 млн т в год. Далее сырье пойдет в турецкий средиземноморский порт Джейхан, сообщает Reuters.
Еще 3,5 млн т казахстанской нефти в год могут с 2023 года транспортироваться по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса, говорится в сообщении. Таким образом, суммарный объем казахстанской нефти будет чуть более 100 тыс. барр. в сутки, или 8% от экспорта по нефтепроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Напомним, что в течение 20 лет казахстанская нефть поставлялась по трубопроводу КТК в российский порт Новороссийск, обеспечивающий выход на мировой рынок. Однако в июле 2022 года произошла якобы утечка нефти, и российский суд пригрозил закрыть КТК, в результате чего правительство Казахстана и крупные иностранные производители в качестве меры предосторожности заключили контракты с другими транзитерами.
Между тем министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков опроверг информацию о намерении Казахстана с осени транспортировать по Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) 1,5 млн тонн нефти в обход России, сообщает Интерфакс-Казахстан.
«Я прочел эту новость, на самом деле я не думаю, что мы будем подписывать какое-то соглашение о транспортировке нефти (по маршруту БТД). Такие вопросы технические рассматриваются, обсуждаются на уровне нацкомпаний, потому что задача стоит такая. Но речь не идет о подписании соглашения, как было сказано, в сентябре по отгрузке нефти», – сказал Акчулаков, Директор центра стратегических решений «Аппликата», PhD in economics Кубат Рахимов сказал «НГ», что никакого демарша Казахстана в этом нет. Во-первых, накануне специальной военной операции (СВО) РФ в Москве побывал президент Азербайджана Ильхам Алиев, который подписал декларацию о союзническом взаимодействии с РФ. Во-вторых, никакого единого рынка нефти и газа нет и скоро не возникнет. Рахимов напомнил, как формировался ЕАЭС. «Тогда больше всего рассчитывали на то, что будут сформированы ключевые рынки интеграции: инфраструктура, транспорт, включая трубопроводный, рынок энергетики, нефти и газа, урана, угля и т.д. После чего можно было бы говорить о том, что созданы все необходимые условия для промышленной, агропромышленной интеграции, для формирования общего рынка капитала, услуг и т.п. Но мы столкнулись с противодействием нефтегазовых монополистов России и Казахстана. Каждый из них занял свою позицию, у каждого была своя картина мира. Казахстан успешно продавал свою нефть за пределы Таможенного союза через КТК. Казахстанские монополисты, у которых были свои покупатели, не согласовывали свои планы ни c ЕЭК, ни с другими евразийскими структурами. Это же касается казахстанских нефтяников, связанных с Китаем. Впрочем, это суверенное право казахской стороны. И то, что в преддверии заседания глав правительств стран ЕЭАС «КазМунайгаз» якобы ищет обходные пути, это неверно», – считает эксперт.
По мнению Рахимова, в ЕАЭС были фактически дезавуированы «дух и буква договора о создании интеграционного объединения». «С 2015 года евразийская интеграция по энергетическим рынкам топчется на месте», – полагает экономист.
Получается, что за семь минувших лет ситуация в сфере формирования общих рынков даже усугубилась. Те декларации, которые издаются ЕЭК, все больше отрываются от реалий. Введение антироссийских санкций показало близорукость российских углеводородных монополистов. Потому что газификация российских областей, которую сейчас начал «Газпром», должна была начаться лет 15–20 назад.
Момент, когда на рынке нефтепродуктов можно было выстроить справедливую систему цен и акцизов на пространстве ЕАЭС, был упущен. В результате сегодня в Казахстане самые низкие цены на бензин и дизтопливо. Поэтому российские и киргизские перекупщики вывозят топливо десятками тысяч тонн для перепродажи. Казахстан вынужден вводить специальную цену для иностранцев, для граждан ЕАЭС. С точки зрения правил это нарушение функционирования общего рынка, считает эксперт. Кроме того, по его мнению, примером может служить гармонизация акцизов, проведенная в свое время в ЕС. И это позволило избежать серьезных шоков при вхождении в объединение новых стран.
«В ЕАЭС были совершены ошибки по формированию общих рынков. Это – отсутствие политической воли, давление монополистов каждой из стран, непонимание того, как должен формироваться общий рынок. Это опять приведет нас к конфигурации, которая не будет соответствовать ни политике энергосбережения, ни развитию углеводородного рынка в целом.
Возможно, по итогам заседания будет подписан некий документ, который постараются преподнести как достижение, но на самом деле это вовсе не так. Общий рынок ради чего? Общий рынок газа, общий рынок нефти, угля – для того, чтобы закреплять сырьевую направленность стран? Или все-таки обеспечивать некое индустриальное развитие, энергетическую безопасность и т.д.? У нас серьезная подмена понятий на уровне ЕЭК. Вина – в действиях национальной бюрократии, которой никакое реальное развитие на самом деле не нужно», – сказал Рахимов.