Андрей Костин получил первое задание – подготовиться к суду над Россией. Фото Reuters
В День украинской государственности литовский президент Гитанас Науседа наградил Владимира Зеленского орденом Витовта Великого, присуждаемого за особые заслуги перед Литвой. Упомянутый праздник отмечался впервые и совпал с Днем Крещения Руси, исторически объединяющего российское и украинское государства. В тот же день в Киеве известили о новациях в судьбе конфискованных активов российских компаний и поделились новыми идеями о будущем спецтрибунале против руководства РФ.
Впервые отмеченный в четверг День украинской государственности, был учрежден по инициативе президента Владимира Зеленского в прошлом году. Праздник совпал с Днем Крещения Руси. А потому тем более симптоматично, что украинский лидер отметил его в компании с литовским коллегой Гитанасом Науседой.
О своем прибытии в Киев «в этот особый день, когда Украина впервые отмечает День государственности», президент Литвы сообщил в Twitter. В рамках визита, уточнил Науседа, планировалось его выступление перед Верховной радой, а также встреча с президентом Зеленским, которому предполагалось вручить орден Витовта Великого – высшую государственную награду Литвы.
Как следует из соответствующего положения, названный орден предназначается литовскому и иностранным главам государств, а также гражданам за особые заслуги перед Литвой. Упомянутая награда подразумевает пять степеней. Но, видимо, для украинского президента предусмотрели наивысшую – в виде ордена Витаутаса Великого с золотой цепью. Причем данная цепь не только содержит изображения гербов Смоленской, Вильнюсской, Тракайской и Волынской земель, но также состоит из звеньев, украшенных мотивами двойного креста и стилизованной буквы «V». Названная буква, которую, как известно, избрали своим победным символом многие участники военной спецоперации РФ, также содержится на обратной стороне наградного креста.
Возможно, подобные скандальные детали в офисе президента Украины просто просмотрели. Хотя глава комитета по контролю Госдумы РФ Олег Морозов увидел в действиях украинского президента откровенный эпатаж.
Тогда как сам Владимир Зеленский, обратившись к согражданам с поздравлением, напомнил, что они все из казацкого рода. И заверил: «Мы не сдадимся. Не опустим рук. Нас не запугать. Украина – самостоятельное, свободное, неделимое государство. И будет таким всегда».
Укреплению украинской государственности также, вероятно, было призвано поспособствовать и предпринятое накануне президентом выдвижение на вакантную должность генерального прокурора Украины Андрея Костина, ранее возглавлявшего парламентский комитет по вопросам правовой политики. После утверждения его кандидатуры Верховной радой глава государства подписал указ о соответствующем назначении. И в очередном видеообращении отрекомендовал нового генпрокурора как человека порядочного, профессионального и умеющего работать системно. Одной из главных задач его будущей работы «общество видит обеспечение всего, что необходимо для привлечения России к ответственности за войну», сказал Зеленский. Прежде всего, разъяснил он, речь идет о сотрудничестве с Международным уголовным судом (МУС) и государствами-партнерами, которые помогают устанавливать конкретных виновных среди российских военных, а также фиксировать факты совершенных ими преступлений и обеспечивать формирование доказательной базы для привлечения к уголовной ответственности виновных.
Правда, как отмечалось в комментариях, опубликованных в четверг в украинских СМИ, желающие привлечь руководство РФ к ответственности за акт агрессии против украинского государства, не смогут использовать механизм МУС. Поскольку расследование по статье 8-bis Римского статута, в которой акт агрессии закрепляется как преступление, может быть произведено только в отношении страны, ратифицировавшей упомянутый договор. Россия еще в 2016 году отозвала свою подпись под данным пунктом. В этой связи киевские эксперты сочли более предпочтительным вариант специального трибунала в отношении РФ, предложенного еще в конце февраля британским юристом-международником Филиппом Сендсом. Как сообщил журналистам посол по особым поручениям МИД Украины Антон Кориневич, эта идея имеет ряд преимуществ. В частности, потому что преступление в виде агрессии доказать в суде легче, нежели преступление, связанное с геноцидом, подразумевающим более сложную процедуру обоснования. При этом судебное разбирательство по нему продвигается быстрее, а в качестве его фигурантов сразу можно обозначить высшее политическое и военное руководство страны, где отдавались приказы о нападении. Еще одно важное преимущество предложенного формата на сегодня заключается в возможности обеспечиваемого им заочного рассмотрения дела.
При этом под вопросом, как признают юристы, остается легитимность будущего спецтрибунала. В этом смысле идеальным вариантом киевский обозреватель Владимир Кравченко в своей статье назвал создание спецтрибунала по решению Совета Безопасности ООН. Но понятно, что Россия, будучи постоянным членом СБ ООН, гарантированно воспользуется своим правом вето.
В таких обстоятельствах посол Антон Кориневич предложил несколько вероятных моделей учреждения будущего трибунала. К примеру, на основе многостороннего международного договора между Украиной и другими государствами, или соглашения с ООН, либо договоренностей с европейской региональной организацией (Европейским союзом или Советом Европы). Выбор конкретной модели суда будет зависеть от наличия политической воли у зарубежных партнеров. Этим фактором будет определяться скорость создания спецтрибунала и уровень его легитимности, конкретизировали участники дискуссии.
Между тем к праздничному дню украинская прокуратура припасла для российской стороны еще одно известие. О том, что Генеральная прокуратура Украины передала в управление Национальному агентству по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА), активы 19 украинских компаний, подконтрольных резидентам РФ. В их числе упоминались активы предприятий, которые контролировались российскими корпорациями и рядом российских банков на сумму свыше 7,75 млрд гривен (210 млн долл.). А также, наряду с прочим, тысячи объектов недвижимого и движимого имущества стоимостью в сотни миллионов гривен, уточнялось в Telegram-канале Генпрокуратуры. Как там отмечалось, необходимое досудебное расследование осуществлялось в рамках уголовного дела «по фактам диверсии и ведения агрессивной войны (ч. 1 ст. 113, ч. 1 ст. 437 УК Украины)».
Таким образом, еще до проведения судебного разбирательства в рамках заявленного спецтрибунала, где еще только предполагается доказать факт преступления в виде агрессии РФ, украинских предпринимателей, связанных с российскими компаниями, уже практически наказали. О чем известили в День государственности Украины.
Осмыслить подобные правовые неувязки, видимо, предстоит и новому руководителю Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Александру Клименко. Его, в свою очередь, назначил на эту должность утвержденный накануне Верховной радой генпрокурор. Эту новость в четверг сообщил руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак. По его определению, независимая антикоррупционная инфраструктура представляется важной составляющей демократии в украинском государстве. При этом борьба с коррупцией является приоритетом, поскольку от ее успешности зависит инвестиционная привлекательность и свобода бизнеса, констатировал Ермак.