0
3952
Газета СНГ Печатная версия

24.07.2022 18:57:00

Тбилиси активизируется на центральноазиатском направлении

Казахстан использует грузинские порты для выхода на рынок ЕС

Тэги: грузия, казахстан, экспортные коридоры, экономика, сотрудничество, ес


грузия, казахстан, экспортные коридоры, экономика, сотрудничество, ес Ираклий Гарибашвили собирается в Казахстан обсуждать экспортные коридоры на Запад. Фото с сайта www.gov.ge

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили 27 июля посетит Казахстан. В ходе его визита будут обсуждаться перспективы увеличения торговли и расширение сотрудничества в транспортно-логистической сфере, а также переброски казахстанской нефти на Запад. На днях Гарибашвили побывал в Ташкенте, где обсуждалась возможность использования грузинских портов для отправки грузов в Евросоюз.

Для Казахстана и Узбекистана особый интерес представляет Кавказский транспортный коридор, который будет состыкован с Транскаспийским, что дает возможность увеличить переброску грузов через черноморские порты Грузии, средиземноморские турецкие порты в Европу.

О важности развития Транскаспийского маршрута президент Касым-Жомарт Токаев говорил в ходе четвертой консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся в конце прошлой неделе на Иссык-Куле. По его словам, необходимо повышать транспортную связанность регионов и последовательно улучшать условия транзита. «Даже беглый взгляд на карту говорит об уникальном географическом расположении Центральной Азии на стыке России, Китая, Южной Азии, Ближнего Востока и Южного Кавказа. В новых геополитических реалиях роль нашего региона в продвижении и развитии трансконтинентальной торговли стремительно возрастает. В этих условиях Казахстан активно развивает Транскаспийский международный транспортный маршрут. С 2017 года перевозка контейнеров по маршрутам данного коридора выросла почти в три раза – до 25 тыс.», – подчеркнул Токаев. По указанному маршруту в будущем может пойти и казахстанская нефть. Под эту задачу власти страны намерены трансформировать казахстанские порты, соединив их с черноморскими. Планируется, что в 2022–2023 годах через Батумский нефтяной терминал пройдет около 2 млн т нефти и нефтепродуктов казахстанского происхождения. Таким образом, Грузия становится одним из основных звеньев в этом логистическом маршруте.

В общих чертах перспективы расширения сотрудничества Грузии с Казахстаном обсуждались президентом Токаевым и премьером Гарибашвили на полях Катарского экономического форума в Дохе 21 июля. Казахстанский лидер обратил внимание на важность совместной работы в осуществлении грузовых перевозок между двумя странами с использованием потенциала казахстанских портов Актау и Курык с Батумским морским портом. «Грузия располагает большими резервами в плане увеличения поставок как в Казахстан, так и в другие страны Центральной Азии. Мы готовы к самой тесной кооперации в этом направлении», – подчеркнул Токаев. Детали же партнерства будут обсуждены в ходе предстоящей встречи грузинского премьера с казахстанскими властями.

«Для Казахстана переброска нефти через грузинские порты – мера вынужденная. Есть предположение, что международная неправительственная организация Global Witness якобы разоблачила Казахстан в нарушении санкционного режима, который введен в отношении России. Казахстан якобы смешивал свою нефть с российской и поставлял ее по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) на рынки США. Но обвинять Казахстан сложно, поскольку нефть добывают английские компании, которые в этом случае и нарушили санкционный режим», – сказал «НГ» профессор, директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский. По его словам, вполне логично, что государство диверсифицирует поставки своих углеводородов. Криминала в этом нет. Но есть другая сторона медали: если сегодня Казахстан зависит от одной страны – 80% экспорта нефти идет через территорию России, – то завтра Нур-Султан будет зависеть от целого ряда стран, с которыми ему придется взаимодействовать. Ибо перекрытие логистики любой из стран помешает конечному потребителю получить товар.

Но, по мнению Кобринского, есть также и плюсы. «Страны, по которым будет проходить Транскаспийский международный транспортный маршрут, – Азербайджан, Грузия, Турция – находятся в орбите влияния англосаксонского мира, а значит, они сами и разрулят непредвиденную ситуацию. С другой стороны, влияние англосаксонского мира будет снижаться, и что будет дальше для того же Казахстана – вопрос со многими неизвестными. Это при том, что Нур-Султану придется изрядно потратиться на создание этого логистического пути», – считает эксперт. По его мнению, для Казахстана было бы правильнее заниматься не только транспортировкой нефти, но и созданием мощностей по получению конечного продукта – бензина, дизельного топлива. Это дало бы возможность перерабатывать и российскую нефть. Ибо на готовую продукцию санкционный режим не распространяется. Таким образом, Казахстан мог бы и себе помочь, и исполнить союзнические обязательства. Кроме того, надо серьезно думать не о том, как поставлять нефть за рубеж, а о том, как будет развиваться постнефтяная цивилизация, которая наступит буквально в следующем поколении, отметил Кобринский.

Вопросы логистики были главными и на переговорах Гарибашвили в Ташкенте неделей раньше. На встрече с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым обсуждались вопросы эффективного задействования транзитного потенциала, в том числе инфраструктуры портов Поти и Батуми при транспортировке узбекистанских грузов. Об этом сообщила пресс-служба узбекского президента. По словам Гарибашвили, Грузия для усиления своей роли логистического центра участвует в проектах железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, транспортного маршрута Черное море – Каспий и занимается строительством автомагистрали Восток–Запад внутри страны (Европейская транзитная дорога Е-60). Таким образом, у Узбекистана есть все возможности для использования портовых мощностей Грузии для выхода на потребительский рынок Европейского союза. 


Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1674
Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
2218
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
1734
Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Виктория Панфилова

Токаев заинтересовался сербским оружием и пригласил венгров в Транскаспийский транспортный проект

0
1709

Другие новости