Владимир Макей дал новые установки дипломатам. Фото с сайта www.mfa.gov.by
Белоруссия прекращает свое участие в Орхусской конвенции – международном договоре, регулирующем доступ к экологической информации. Параллельно в Минске проходит семинар для дипломатов, на котором глава МИДа Владимир Макей дает новые установки. Согласно заявлениям министра, представителям Белоруссии за рубежом стоит учиться переходить с дипломатического языка на военный. Эксперты считают, что послы сегодня стали послушными инструментами реализации властной идеологии.
Белоруссия выходит из Орхусской конвенции, которая говорит о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Соответствующий указ подписан президент Александром Лукашенко.
«Несмотря на достигнутые результаты по выполнению взятых на себя международных обязательств в соответствующей сфере, в октябре 2021 года Беларусь столкнулась с предвзятым и дискриминационным отношением со стороны руководящих органов конвенции, фактами давления на суверенное государство», – говорится в официальном пресс-релизе. Давление сводилось к тому, что права Минска в плане участия в управлении теми или иными органами международной организации были ограничены. Это было мотивировано фактами преследования независимых экологических структур в Белоруссии. Но вместо того чтобы откликнуться на требования руководства конвенции, власти страны решили просто хлопнуть дверью.
Судя по всему, подобный стиль взаимодействия с международными структурами и западными странами в целом становится магистральным для Минска.
В эти дни в столице Белоруссии проходит важное мероприятие – ежегодный семинар руководителей дипломатических представительств и консульских учреждений республики. Они прибыли из разных стран на родину, чтобы получить базовые установки относительно целей и характера своей деятельности. Перед участниками семинара выступил министр иностранных дел Владимир Макей. Он, в частности, отметил: «Нынешний семинар является чрезвычайно важным, потому что мы живем в очень непростой обстановке». Причем, по мнению главы ведомства, обстановка эта за последнее время весьма обострилась. Ситуация стала намного сложнее. «Я бы сказал, намного дискомфортнее. Это требует от нас новых ответных продуманных действий», – заявил господин Макей.
«Беларусь, которая находится на геополитическом разломе, уже длительное время с небольшими перерывами подвергается агрессивному гибридному воздействию со стороны коллективного Запада, которое в последние два года приобрело беспрецедентный характер. Такие атаки, говоря военным языком (который, к сожалению, сегодня все чаще более уместно использовать, чем дипломатический), безусловно, научили нас защищаться», – сказал Владимир Макей.
Глава МИДа не ограничился общением с коллегами, но сделал и ряд громких заявлений, отвечая на вопросы журналистов. Например, он высказался по поводу фактов ареста белорусского имущества за рубежом. «Без ответа в будущем эти действия не останутся», – подчеркнул министр.
Кроме того, он нарисовал перспективы для тех белорусов, которые сражаются в рядах ВСУ. По его словам, вопрос возможной экстрадиции попавших в плен будет обсуждаться, но в любом случае кара их не минует.
Говоря о том, что одна из главных задач дипломатов разъяснять и обосновывать на Западе позицию властей Белоруссии относительно событий Великой Отечественной войны, министр заявил: «Откликаются ли партнеры на наши инициативы – это зависит от того или иного партнера. Если люди вменяемые, они воспринимают это абсолютно адекватно. А что касается невменяемых или тех, кто не хочет воспринимать, очень многое объясняется тем, что в свое время этот геноцид вершили именно представители тех, кто сегодня не хочет прислушаться к нашим аргументам. Мотивация их поведения понятна: «Как я могу признавать то, что я совершал в прошлом?»
Заявления министра на интернет-ресурсе «Салидарнасць» прокомментировал бывший белорусский дипломат, старший исследователь Центра новых идей Павел Мацукевич. Эксперт отметил, что «военная» риторика отнюдь не случайна.
«На прошлогодней учебе, если правильно помню, Лукашенко требовал от послов «бить морды» обидчикам флага, так что дипломатический словарь и манеры сданы в архив не Владимиром Макеем. Он лишь с высокой исполнительской дисциплиной пользуется словарем, который спустился сверху, при этом, конечно, все еще подбирает слова – потому что дипломат, и, возможно, чтобы не попасть в мемы», – отметил политолог.
Он подчеркнул, что даже «тлетворное влияние Запада» не может воспрепятствовать проведению «генеральной линии». Эксперт уверен: «МИД и посольства – всего лишь часть вертикали. И эта часть говорит и показывает Лукашенко точно так же, как Минкульт или Минпром, но только за рубежом. Со своими нюансами, конечно, и спецификой, зависящими от посла, ну и немного от страны пребывания. Каждый посол трудится под неусыпным оком Лукашенко – под его портретом. Эта связь мощнее расслабляющей и разлагающей атмосферы западных демократий. У меня нет сомнений, что уроки, выученные во время посольской учебы, будут проводиться в жизнь послами в Германии и Швеции так же ответственно, как главой нашей миссии, скажем, в Туркменистане, где общественно-политический климат близок к нашему».