Дмитрий Кулеба допускает переговоры с Москвой только по хлебной проблеме. Фото Reuters
Переговоры по обеспечению экспорта украинского зерна из черноморских портов провели в среду в Стамбуле военные делегации России, Украины и Турции при поддержке ООН. РФ представила практические предложения по организации транспортировки зерна, сообщили в МО страны. Накануне министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что до достижения договоренности о создании зернового коридора остается лишь два шага. Турецкие эксперты рассчитывали, что соглашения по «зерновому вопросу» помогут продвинуть переговоры и по мирному урегулированию украинского кризиса.
Четырехсторонняя встреча военных делегаций России, Украины, Турции и представителей ООН по вопросам организации транспортировки украинского зерна из черноморских портов прошла на фоне сообщений в московских и киевских СМИ о намеренных поджогах зерновых полей на территориях, подконтрольных противоборствующим сторонам. Тем не менее от этих переговоров заведомо ожидался некий позитивный результат.
Как заявил, например, глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба в интервью El Pais, Украина оказалась в двух шагах от соглашения с Россией по созданию «зернового коридора». «Мы находимся в одной лодке со странами, которые отчаянно нуждаются в том, чтобы мы отправляли им наше зерно, потому что мы так же отчаянно нуждаемся в его экспорте», – отметил Кулеба. Тогда как российские власти, по его словам, намерены показать странам Африки и Азии, что хотят спасти их от нехватки продовольствия. Однако Москва не заинтересована в налаживании украинского зернового экспорта, поскольку в этом случае Украина сможет получать доходы с международных рынков и это сделает ее сильнее, отметил министр.
Напомним, на днях президент России Владимир Путин обсудил вопросы транспортировки украинского зерна и создания безопасных коридоров для его экспорта с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. При этом министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подтвердил по итогам участия в совещании глав МИД G20, что Москва готова к переговорному процессу с украинской и турецкой сторонами по экспорту украинского зерна. По его определению, ключевая роль в этом процессе отводится военным.
В сложившейся ситуации, пояснил «НГ» сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев, вопрос первоочередной важности, в частности, связан с задачей разминирования акватории Черного моря. И здесь прежде всего саперам и военным предстоит сообща провести необходимую работу при поддержке ООН. Кроме того, военные действия на украинской территории продолжаются. И проблема безопасности прохода торговых судов остается на повестке дня. Обеспечить ее также надлежит военным, поэтому переговоры и проводятся именно по их линии. И в целом это изначально позволяло надеяться на то, что какая-то «дорожная карта» по продвижению в заданном направлении под эгидой ООН будет выработана. Хотя западные страны все последнее время преувеличивали масштаб продовольственной проблемы, связанной с недопоставками украинского зерна, уточнил Гаджиев.
Примечательно, что еще в начале июля, по информации пресс-службы украинского кабмина, первый замминистра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий сообщил об обнадеживающей динамике зернового экспорта. По его данным, против 350 тыс. т зерна, вывезенных в марте, и около 1 млн т – в апреле, в июне объемы его экспорта уже превысили 2,1 млн т. Причем, если исходить из ряда ранее озвученных оценок относительно того, что всего невывезенного зерна у украинской стороны осталось около 6 млн т, получается, что уже половина этого объема фактически экспортирована. Впрочем, в зарубежных СМИ назывались и более внушительные цифры – до 20 млн и даже 25 млн т зерна.
Так или иначе, для российской стороны упомянутый «зерновой вопрос» в значительной мере обусловлен военными рисками. Как ранее рассказал «НГ» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин, наряду с прочим Москву беспокоит возможность попыток провоза вооружения для украинской стороны морским транспортом, снаряженным как бы для зернового экспорта.
Этот вопрос по-прежнему актуален и представляется одним из ключевых для РФ, подтвердил Амур Гаджиев. В связи с этим, конкретизировал он, в Москве рассчитывали, что в рамках переговоров российская сторона получит возможность для непосредственного контроля и проверки транспорта, перемещающегося по созданному коридору, в случае, если не получится договориться об использовании судов РФ для перевозки зерна. В свою очередь, представители Украины всячески старались привлечь нечерноморские страны НАТО к участию в обеспечении безопасного прохода торговых судов с зерном. Но здесь позиции России и Турции в значительной степени совпали в связи с известным нежеланием обеих стран, чтобы в Черном море увеличивалось военное присутствие нечерноморских натовских государств. Ранее Анкара воспользовалась своим правом задействовать конвенцию Монтре, чтобы перекрыть данную акваторию, напомнил эксперт.
Как заявил Интерфаксу директор Департамента международных организаций МИД РФ Петр Ильичев, для российской стороны обеспечение досмотра судов является одним из условий вывоза украинского зерна. «Понятными условиями для нас остаются возможности контроля и досмотра судов для исключения контрабанды вооружений, а также отказ Киева от провокаций», – определил Ильичев. И также заверил, что представители Москвы неоднократно подтверждали на всех уровнях, в том числе публично, что готовы содействовать обеспечению навигации иностранных коммерческих судов для экспорта украинского зерна. На сегодня, по мнению дипломата, основную угрозу для судоходства представляют украинские морские мины, а также регулярные обстрелы со стороны ВСУ. Не говоря о том, что именно украинские власти продолжают удерживать в портах десятки иностранных судов.
Как сообщил в среду официальный представитель Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков, на четырехсторонних переговорах в Стамбуле делегация РФ представила на рассмотрение пакет предложений по скорейшему практическому решению названного вопроса. По данным источника турецкого телеканала Habertürk, на переговорах, проходивших в закрытом режиме для прессы, Турция намеревалась выступить гарантом процесса разминирования в Черном море. Как рассчитывали в Анкаре, это поспособствует достижению основной цели переговоров – формированию безопасных коридоров для экспорта зерна, а также созданию в Стамбуле соответствующего координационного центра в развитие уже реализованной турецкой стороной инициативы по «горячей линии» между военными ведомствами Турции, России и Украины.
Примечательно, что накануне заявленной встречи турецкие эксперты допустили, что она также может посодействовать последующему продвижению российско-украинских переговоров по мирному урегулированию конфликта, о замораживании которых стороны официально уведомили в середине мая. В частности, в среду в интервью телекомпании TRT (в изложении ТАСС) политолог Мюхиттин Атаман выразил надежду на то, что данная встреча «может способствовать урегулированию кризиса в Украине, как минимум – не допустить его усугубления». Тогда как, оговорил он, переговоры, проведенные сторонами с участием Турции еще до стамбульской встречи, создали предпосылки для ее успешного проведения. «Решение проблемы с вывозом зерна из Украины станет не только победой Турции, это будет победа международного сообщества в поисках путей решения украинского кризиса и недопущения его перерастания из формата ограниченного конфликта в глобальный», – заключил Атаман.