Дмитрий Кулеба: «Президент Украины запретил даже заикаться о сдаче позиций». Фото Reuters
После того, как ВСУ на днях оставили Лисичанск, в Киеве вновь пообещали добиться победы и вернуться на границы 1991 года. При этом уже и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер заверил, что не допускал вероятности его территориальных уступок. На сегодня и Украина, и ее западные партнеры настроены на продолжение военных действий с РФ, указали эксперты. И в этой связи усомнились в реалистичности заявленных на Западе гарантий безопасности украинскому государству, а также в эффективности обещанного содействия его экономическому восстановлению.
После сдачи подразделениями ВСУ Лисичанска – последнего, занимаемого ими города в Луганской народной республике – представители Киева сделали новые оптимистические заявления. Так, начальник главного управления разведки Минобороны Кирилл Буданов заверил в интервью в понедельник, что украинцы увидят первые победы своей армии уже в августе этого года. А в целом, по его словам, военные действия должны завершиться выходом Украины на границы 1991 года. И это может произойти в следующем году.
При этом министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сообщил журналистам, что жесткими выступлениями президент Украины Владимир Зеленский отбил желание у представителей других стран «даже заикаться» о возможной сдаче Киевом своих территорий и суверенитета. «Это на самом деле главное достижение: в ключевых кабинетах понимают, что история «Украина должна пойти на уступки, чтобы мы могли остановить Путина», больше не работает», – сказал Кулеба.
При этом бывший госсекретарь США Генри Киссинджер разъяснил в опубликованном накануне интервью журналу Time, что, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в мае, не подразумевал обязательного отказа Украины от части своей территории в пользу РФ ради урегулирования конфликта. Как говорил Киссинджер, он «очень обеспокоен тем, что война может вылиться во что-то неуправляемое». Но подчеркнул, что для установления режима прекращения огня именно России необходимо вернуть Украине ее земли.
В таких условиях неизбежно возникает вопрос: обусловлены ли все эти и другие похожие рассуждения чисто пропагандистскими устремлениями или же они призваны подтвердить приверженность заинтересованных сторон к военному сценарию?
Впрочем, по оценке ведущего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Николая Силаева, упомянутые моменты необязательно противоречат друг другу. При этом в текущем контексте подобные заявления ясно указывают, что Киев не собирается возобновлять переговоры с Москвой и настроен продолжить военные действия. «В сегодняшней ситуации даже умеренные американские наблюдатели стараются выдерживать общий строй – в рамках украинских границ до 24 февраля. Вероятно, и Киссинджер решил, что сказал ранее нечто лишнее. А поэтому и стал разъяснять, что верен, как некогда говорили, линии партии», – отметил Силаев.
На таком фоне, к слову, показательным выглядит и переход проблематики гарантий безопасности Украины из сферы мирного урегулирования практически под контроль НАТО. Напомним, как ранее сообщалось, страны G7 объявили о готовности «присоединиться к созданию системы постоянных гарантий безопасности для Украины, усилению ее устойчивости и предотвращению попыток повторной агрессии со стороны России». При этом соответствующую рабочую группу возглавил бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен совместно с руководителем офиса президента Украины Андреем Ермаком. Первый документ группа Ермака–Расмуссена пообещала подготовить до конца июля.
В то же время глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба, отвечая в упомянутом выше интервью на вопрос, не являются ли гарантии безопасности отдельных стран некой альтернативой членству в альянсе, отметил, что таким образом заполняется вакуум между текущим моментом и тем временем, когда Украина станет участником механизма коллективной безопасности. Хотя сегодня, по признанию министра, украинское государство не сможет вступить в НАТО, названный блок уже ликвидировал возможные основания для отказа Киеву в будущем.
Вероятно, допустил Николай Силаев, «гарантийная проблематика» стала продолжением той работы, которую глава офиса президента Украины Андрей Ермак осуществлял с бывшим послом США в РФ Майклом Макфолом, когда они придумывали, какие еще санкции нужно ввести против России. Причем известий о подключении к группе по гарантиям действующих дипломатов не поступало. И видимо, результат у нее будет такой же, что и у группы, работавшей по санкциям. То есть дело может ограничиться очередным докладом. Хотя здесь более интересно то, что сложившаяся коллизия опять же указывает: Украина намерена вести военные действия и не собирается возобновлять переговоры, уточнил эксперт.
Между тем, напомнил он, проблема гарантий безопасности Украины обсуждалась еще в марте в ходе российско-украинских переговоров. И тогда оговаривалось, что Россия тоже будет включена в число гарантов и получит право вето на поставки зарубежного вооружения Украине и проведение на ее территории международных военных учений. Эти моменты проговаривались и в Стамбуле 29 марта. Но примерно через полтора месяца представители Киева заявили, что для мирного договора и гарантий по безопасности требуются два разных документа. Это свидетельствовало о желании исключить Россию из соглашения по гарантиям. И одновременно о стремлении добиться через утверждение гарантийного механизма фактического формирования военного союза с рядом стран.
«Но при текущем положении дел вряд ли кто-то даст Киеву такие гарантии, из-за которых затем понадобилось бы воевать за Украину. И на нынешней стадии заявленные упражнения Ермака, очевидно, останутся чисто теоретическими», – предположил Силаев.
Впрочем, совместные наработки с западными партнерами продолжаются и в экономической сфере. Так, по сообщению издания Bloombeg, уже в ближайшие дни украинская делегация представит европейским партнерам план послевоенного восстановления страны, насчитывающий около 2000 страниц. Ожидается, что Евросоюз, который в июне предоставил Украине статус кандидата, готов направить на эти цели свыше 500 млрд евро. Указанный план Киева, предусматривающий широкий перечень проектов по развитию инфраструктуры и безопасности, а также цифровой экономики и энергетики, планируется представить во время конференции 4–5 июля в швейцарском городе Лугано. При этом подчеркивается, что осуществление плана окажется под пристальным вниманием тех правительств стран ЕС, что негативно относятся к наращиванию соответствующих расходов. Для Евросоюза важно, чтобы предоставление помощи увязывалось с реформами и, в частности, с выполнением обязательств Киева по борьбе с коррупцией, пресечению контроля олигархов над экономикой и установлению правил отбора судей. Пока же Украина занимает 122-е место из 180 стран мира по индексу восприятия коррупции Transparency International, констатировали в издании. И повторили, что без реформ денег не будет.
Хотя, по определению Николая Силаева, подобные планы Киев сегодня использует в качестве психотерапевтического средства, призванного убедить сограждан в предстоящей помощи ЕС в восстановлении экономики и страны. И по завершении боевых действий – по тому или иному сценарию – Соединенные Штаты и Евросоюз, видимо, постараются поспособствовать восстановлению военного потенциала Украины. Однако то время, когда США искренне и всерьез заботились об экономическом развитии своих союзников, давно прошло. «С планом Маршалла сегодняшние замыслы сравнивать некорректно. После Второй мировой войны, желая сдержать Советский Союз и распространение коммунизма, США обеспечили доступ на собственный рынок для ключевых стран Европы и Азии – Германии и Японии, чтобы те стали союзниками Вашингтона и послужили надежной опорой глобального капитализма. Но Украина в качестве опоры для глобального капитализма явно не нужна. Уж не говоря о том, что неизвестно, сохранятся ли ресурсы у самого ЕС для масштабной финансовой помощи в перспективе», – резюмировал ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.
Заметим, что по одному из пунктов, связанному с преодолением коррупции, украинское правительство, похоже, уже сделало шаг назад. Как объявлялось ранее, с 1 июля вступили в силу отмененные весной различные платежи, в том числе ввозные пошлины за экспортируемые автомобили. Но в конце прошлой недели в украинских СМИ появились сообщения о грядущей отставке правительства во главе с Денисом Шмыгалем. И уже в понедельник украинский премьер известил о сохранении беспошлинного ввоза электромобилей, а также авто для нужд фронта и гуманитарной помощи.