Население Каракалпакстана выступило против изменения статуса автономной республики. Кадр из видео с канала makan.uz в Telegram |
Парламент Узбекистана утвердил указ президента о введении режима ЧП в Каракалпакстане, который продлится до 2 августа 2022 года. Одновременно в Каракалпакстане вводится комендантский час с 21.00 до 7.00. На период действия режима ЧП создается комендатура, ее возглавит командующий Национальной гвардией Узбекистана.
Ограничивается въезд и выезд из Каракалпакстана, свобода передвижения, запрещается организация мирных собраний, зрелищ, спортивных и других массовых мероприятий, а также забастовки.
Это значит, что объявленный ранее местным активистом Даулетмуратом Тажимуратовым митинг, запланированный на 5 июля, отменяется. Поводом для протестов стал проект новой Конституции Узбекистана, в который, помимо изменения президентского срока, вносится еще около 200 поправок, в числе которых из Основного закона исключили несколько положений о суверенитете Республики Каракалпакстан и праве ее выхода из состава Узбекистана.
Судьба у этой республики непростая, она несколько раз меняла «прописку». В начале прошлого века была в составе Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и называлась Кара-Калпакской автономной областью. В 1936 году вошла в состав Узбекской ССР. А в 1964 году получила статус автономии в составе Узбекистана. 14 декабря 1990 года Верховный совет Каракалпакской АССР подписал Декларацию о государственном суверенитете. 9 января 1992 года она была преобразована в Республику Каракалпакстан, а в 1993-м был подписан договор сроком на 20 лет о вхождении республики в состав Узбекистана. Этот договор предусматривал право населения на проведение референдума о выходе из Узбекистана.
В Каракалпакстане, расположенном на северо-западе Узбекистана, в низовьях реки Амударьи на южном берегу Аральского моря, проживает около 2 млн человек. Это составляет примерно 5% населения Узбекистана, но с учетом высокой рождаемости уже через 10–20 лет прирост может составить около 8 млн человек. По этническому составу в республике живут узбеки, каракалпаки, близкие по традициям и языку к казахам, и казахи. Несмотря на то что площадь республики довольно большая, около 40%, и богата полезными ископаемыми – там есть нефть, газ и золото, – она еще с советских времен является глубоко дотационным регионом. А после обмеления Аральского моря этот регион экологически неблагополучный. Почвы там в основном солончаковые, на которых заниматься сельским хозяйством трудно.
«Каракалпакстан является одним из главных получателей субвенций и субсидий из республиканского бюджета Узбекистана. В регионе большая безработица, особенно среди молодежи, даже несмотря на то, что последние пять лет центральное правительство Узбекистана начало практическую работу по улучшению социально-экономической ситуации в Каракалпакстане. Строятся дороги, газопровод, водопровод, новые промышленные предприятия и даже аэропорт. Реализуется проект по озеленению дна высохшего Аральского моря, так называемых Аралкумов. Там строятся новые питомники, где выращиваются саженцы для этого проекта. В целом зона Аральского моря – основная часть Каракалпакстана – стала зоной экологических инноваций. Но проблемы еще остаются, и их нужно решать», – сказал «НГ» директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев. Но, по его словам, определенные силы, заинтересованные в реализации своих амбиций, начали поднимать вопрос изменения новой Конституции, в которой было решено привести в соответствие статус Каракалпакстана. Поскольку де-факто суверенитета у Каракалпакстана не было и нет, за исключением государственных символов – флага и герба.
«Местная элита, пользуясь националистическими, сепаратистскими настроениями, подняла волну недовольства. При этом проблема каракалпакстанского сепаратизма была всегда. В начале 90-х годов она была очень явной, потом наступило затишье, и сегодня – новый этап. Это будет серьезным вызовом для той политики реформ, которая сейчас реализуется в Узбекистане», – считает Эргашев.
Напомним, что 1 июля жители Нукуса, несколько сот человек, после пятничной молитвы вышли на площадь перед колхозным рынком, где активист Тажимуратов разъяснял предлагаемые поправки в проект Конституции страны, которые были опубликованы для всенародного обсуждения 25 июня. Он также предложил назначить себя лидером, который будет отстаивать суверенитет Каракалпакстана. События развивались стремительно, и к вечеру уже набралось до 5 тыс. протестующих. На кадрах, распространяемых в социальных сетях, видно, как народ «разогревали» на площади, после чего толпы людей с флагами Каракалпакстана пошли по улицам города. Силовики попытались остановить незаконное шествие, однако получили отпор. С одной стороны в ход летели камни, с другой – слезоточивый газ. Ночью раздались выстрелы, кто стрелял и откуда – неизвестно, но в результате оказалось много раненых, есть погибшие. Президент Мирзиёев в воскресенье подтвердил это.
К утру следующего дня силовики взяли ситуацию под контроль. В Нукус прибыл президент Шавкат Мирзиёев. На совещании в местном парламенте он предложил оставить Конституцию без изменений.
Не исключено, что решение президента было вынужденным, дабы избежать долгосрочного противостояния и широкомасштабных акций протеста. С другой стороны, по мнению Эргашева, местные элиты получили сигнал, что если выводить людей на улицы, то можно заставить Ташкент уступить даже в принципиальных вопросах, а изменения в Конституцию – вопрос принципиальный, поскольку речь идет не только о президентском сроке или суверенитете Каракалпакстана, но и вносятся поправки в законы, касающиеся местного самоуправления, политических партий, прав и свобод граждан и др.
Доктор исторических наук, директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский считает, что протест носит скорее спонтанный, эмоциональный характер, несмотря на то что ряд источников сообщают об участии в нем иностранцев (пока без указания стран). «Сегодня, как мы знаем, есть большое количество интересантов в дестабилизации обстановки в Центральной Азии (ЦА), особенно этим отличается англосаксонский мир. Существует вероятность того, что этот протест «оседлают» англосаксы и некоторые проводники их политики. Фактически неизбежное вмешательство внешних сил, нацеленных на организацию хаоса еще в одной республике бывшего СССР, может привести не только к разрастанию протеста по экстенсивному пути, но и к его интенсификации, уходу в глубь общества – это наиболее негативный сценарий, – а также его криминализации, чему, безусловно, способствует наличие жертв и пострадавших», – сказал «НГ» Кобринский.
Еще одна опасность, по его мнению, кроется в том, что протест при поддержке внешних сил вполне может перекинуться на территорию соседнего Казахстана, где внутренняя ситуация, несмотря на заметное улучшение, далека от идеальной. На западе Казахстана (и не только там) работают граждане Узбекистана, выходцы из Каракалпакии, этнически близкие казахам. Запад Казахстана – это основа нефтеносного сектора экономики страны. «В раскачивании ситуации в ЦА и организации в них хаоса слишком сильно заинтересованы давние противники России. Сама же Россия уже пожинает плоды своего недостаточного внимания к этому региону и, если ситуация не будет исправлена, столкнется с еще большими здесь проблемами», – полагает Кобринский.
Эксперт Асилбек Эгембердиев исключил в нынешнем кризисе западное влияние. «Протест вызван сложным социально-экономическим положением, высоким уровнем безработицы, межклановыми разборками, плохой экологией в регионе и огромным желанием его жителей вернуться в состав Казахстана, который гораздо ближе им по менталитету. В Бишкеке и Нур-Султане внимательно следят за развитием событий и даже временно закрыли границы», – сказал «НГ» Эгембердиев.