Молдавский порт на Дунае работает с полной нагрузкой. Фото с сайта www.gifp.md
В парламент Молдавии передан законопроект об обустройстве на Днестре, Пруте и Дунае временных пристаней для судов и барж, которые будут перевозить в ЕС молдавскую сельхозпродукцию. Глава экологической организации «Эко-Тирас» Илья Тромбицкий заявил, что для строительства пристаней придется углублять дно и разрушать дамбы, что приведет к снижению качества воды, питающей Кишинев и другие населенные пункты, и обмелению рек.
Из-за конфликта в Украине заблокированы порты в Одессе и Ильичевске. Товары, в первую очередь продовольствие, идут по Дунаю и далее – по Черному морю в ЕС. У Молдавии на Дунае есть порт у села Джурджулешты. Матиас фон Такер, гендиректор компании Danube Logistic, которая является оператором Джурджулештского порта, сообщил, что он еле справляется с заказами молдавских компаний.
По его словам, за первые четыре месяца этого года экспорт товаров морскими судами увеличился более чем в пять раз, а импорт – в четыре раза.
Но есть спрос и со стороны украинских компаний, однако он не может быть удовлетворен из-за ограниченных мощностей.
Через молдавский порт на экспорт идет в основном зерно и металлолом, также нефть, строительные материалы, такие как гравий, минеральные удобрения, металлические изделия (металлические прутья), уголь или песок для производства стекла.
Группа депутатов парламента Республики Молдова (РМ) под руководством Владимира Боли предложила внести в соответствующий закон поправки с тем, чтобы задействовать для экспорта и другие реки – Днестр и Прут (на границе с Румынией). Однако молдавские экологи обвиняют парламентариев в лоббировании интересов бизнеса.
Они отмечают, что неизвестно кто предлагает создать речной флот, углубив русла рек. Якобы это нужно аграриям, которые будут сплавлять продукцию на баржах. Но настоящая цель, полагают ученые, – добыча песка и гравия для незаконной реализации. Результатом будет разрушение русла и деградация рек, единственным назначением которых является обеспечение населения водой. Тем более что лоббисты предлагают отказаться от экологической экспертизы, и этот проект уже одобрили три комиссии парламента, заявил руководитель экологической организации «Эко-Тирас» Илья Тромбицкий.
Он отметил, что к проекту есть ряд вопросов: «К пристаням, как предполагается, будут причаливать баржи, и на них фермеры будут загружать свою продукцию. Но в Молдове еще с советских времен по берегам рек были построены дамбы. Эти сооружения гарантировали защиту от наводнений. Значит, к причалам будут строить дороги и разрушать дамбы. Сегодня Днестр значительно обмелел. Чтобы баржи подходили к причалам, нужно углублять дно. Но в Днестре, который питает Кишинев водой, в иные недавние годы вода опускалась до уровня трубы, которая питает столицу. Если будут углублять русло рек, к примеру Днестра, то Кишинев может остаться без воды».
Эколог призвал депутатов ответственно относиться к природе и здоровью рек. Тромбицкий предупреждает, что в реках «песок и гравий играют роль естественного биологического фильтра»: «Они чистят воду, которая потом поступает в квартиры горожан. Будут рыть дно – меньше будет песка и гравия, а значит – грязнее будет вода. У нас добычей песка и гравия уже занималась мафия в недалеком прошлом. Песок и гравий способствуют нересту рыбы. Кроме того, в поправках содержатся недопустимые вещи. Например, сейчас езда на моторных лодках в период нереста запрещена. А в нововведениях она разрешается. Во время нереста разрешается вести работы по оборудованию пресловутых причалов. А это сильно увеличивает риски для Днестра».
Представители рабочей группы «Окружающая среда, изменение климата и энергетическая безопасность» Молдавской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства Европейского союза уверяют, что под предлогом развития судоходства на реках Днестр и Прут делается попытка добычи и продажи песка и гравия. Эксперты-экологи говорят, что данная законодательная инициатива не учитывает изменения гидрологического режима, произошедшие в последние десятилетия.
На пресс-конференции в Кишиневе председатель Экологического движения РМ, член рабочей группы Алеку Реницэ заявил, что это происходит не впервые. Уже несколько десятилетий делаются попытки сделать кого-то «хозяином» Днестра и Прута для так называемого судоходства: «Мне кажется по меньшей мере комичным говорить о речном флоте в Республике Молдова. Для него нужно русло определенной глубины. Мы хотим посмотреть, как будет выглядеть этот огромный речной флот, существования которого желает неизвестно кто. Повторяю, речь идет не о судоходстве, а именно о песке, гравии и обо всем, что называется аллювием, извлекаемом из русел Днестра и Прута для незаконной реализации».
По мнению Реницэ, разговоры о флоте – это камуфляж, дым в глаза, и это в итоге приведет к разрушению и деградации Днестра и Прута: «Ничего не выиграют ни фермеры, ни сельскохозяйственное производство, ни транспорт, а выиграют три-четыре клана, которые сейчас оказывают огромный прессинг на депутатов под предлогом якобы открытия судоходства по этим двум рекам, единственным назначением которых является обеспечение населения водой. Мы по-прежнему надеемся, что наш аргумент не останется гласом вопиющего в пустыне и будет услышан в первую очередь теми, кто во власти».
Местный координатор рабочей группы Лилия Куркь обратилась к профильной парламентской комиссии с просьбой не одобрять законопроект, который уже одобрили три другие комиссии. Эколог также призвала автора инициативы отказаться от проекта, так как он полностью антиэкологичен.
Экологи приняли декларацию, которую отправили руководству страны. В ней отмечается, что предложенный законопроект нельзя улучшить путем поиска компромиссов, а нужно отклонить: «В его основе изначально лежали ложные предположения о возможности развития полноценного судоходства по Днестру и Пруту в нынешних гидрологических условиях».