Александр Лукашенко готовится к борьбе с партизанами. Фото с сайта www.president.gov.by
Вчера был вынесен приговор Марии Успенской, вдове Андрея Зельцера, который застрелил при попытке обыска сотрудника КГБ и сам был убит ответным огнем. Продолжается суд над группой Николая Автуховича, членам которой инкриминируются терроризм и планы создания «Партизанского движения». Между тем лидеры оппозиции, находящиеся в эмиграции, объявили о начале создания «национально-освободительного движения». Александр Лукашенко формирует народное ополчение. Представители Полка Кастуся Калиновского на этом фоне заявляют о намерении вернуться в Белоруссию на танках.
Минский городской суд вчера вынес приговор Марии Успенской, вдове Андрея Зельцера, застрелившего сотрудника КГБ, который совместно с коллегами взломал дверь в его квартиру, намереваясь произвести обыск. Сам Зельцер был убит ответным огнем, а его супруга, снимавшая все происходящее на камеру мобильного телефона, была арестована. Решением суда Успенской была назначена «принудительная мера безопасности и лечения в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре». Что послужило основанием для приговора, понять трудно, поскольку уголовное дело рассматривалось в закрытом судебном заседании.
Но «дело Зельцера», отказавшегося по требованию сотрудников КГБ открыть дверь квартиры и встретившего их выстрелами, продолжает создавать круги на воде в белорусском обществе. Так, на днях КГБ обновил официальный список террористов на своем сайте. Четверых из них обвиняют «в разжигании расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни». А поводом для уголовного преследования стали комментарии, которые они оставили в соцсетях под публикациями о перестрелке в квартире Зельцера и Успенской.
Между тем в Гродно продолжается суд над группой Николая Автуховича, участники которой обвиняются в поджоге дома и двух автомобилей, принадлежавших правоохранителям. Впрочем, лидеру группы также вменяются в вину планы организации масштабной противоправительственной деятельности. И ему может грозить приговор, предполагающий смертную казнь. В среду в суде закончился его допрос, длившийся несколько дней.
Автухович лишь частично признал вину. На целый ряд вопросов он отказался отвечать и заявил, что все прочие обвиняемые по его делу полностью невиновны. В частности, он не стал комментировать план «Партизанское движение», в разработке которого его пыталось уличить следствие.
А вот создатели «Национально-освободительного движения», направленного на свержение Александра Лукашенко, ничуть не отпираются. Правда, подобная откровенность обусловлена тем, что они находятся за пределами Белоруссии. Так, один из лидеров оппозиции Павел Латушко, руководитель организации «Народное антикризисное управление» на днях в эфире YouTube-канала Маланка LIVE прокомментировал ход действий по формированию движения: «Идут активные консультации с самыми разными группами. Главное – услышать голос актива. Без его поддержки говорить об успехе невозможно». В частности, он подтвердил, что идут активные переговоры с силами, создававшими предыдущий план активных действий «Перамога».
Между тем Александр Лукашенко предпринимает контрдействия. В частности, недавно им было инициировано создание народного ополчения. «Я подумал, что нам на всякий случай надо при каждом сельском совете иметь вот это народное ополчение, группу людей. Их будет немного. Может, 50 человек. Но они тоже должны иметь свое оружие где-то на складе. Мы их призываем для обучения – они возьмут свои автоматы (в основном автомат, гранатомет, пистолет), чтобы могли защитить свой дом», – заявил глава Белоруссии.
Эту идею так прокомментировал Павел Латушко: «Лукашенко говорит, что в каждом сельсовете – по 50 штыков. Но 70 процентов белорусов живeт в городах. Почему он не говорит, сколько «калашниковых» на подъезд? Он не доверяет горожанам? Но в 2020-м в деревнях тоже были протесты. Он пытается проводить селективный отбор – вооружить преданных лично ему».
Латушко заявил: «Мы предлагаем нашим сторонникам вступать одновременно и в народное ополчение, и в наше национально-освободительное движение». Эта, казалось бы, парадоксальная инициатива объясняется просто – Латушко считает, что, завладев оружием, многие белорусы используют его совсем не так, как предполагает Лукашенко.
Характерно, что с аналогичным призывом выступили и представители Полка Кастуся Калиновского. Командир этого подразделения, фигурирующий под позывным «Кит», дал на днях подробное интервью интернет-порталу Zerkalo, в котором недвусмысленно заявил о возможности гражданской войны, причем с использование внешней поддержки. «Возможно, нам не придется ехать в Беларусь на танках. Может, все решится само собой. Хотелось бы, чтобы было максимально без шума. Надеюсь, народ Беларуси увидит в нас силу и надежду. А также серьезного конкурента власти», – отметил «Кит».
Командир полка утверждает, что под его началом уже более 400 обученных и полностью экипированных бойцов. Но при этом он заявляет: «Понятно, что своих сил нам не хватит (хотя, возможно, к тому моменту уже их станет и достаточно). Поэтому надеюсь, это будет совместно с подразделениями Украины».